РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В БУРЯТИИ: ТРАДИЦИИ ВЕРОТЕРПИМОСТИ И ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ
Роман Лункин, Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, PhD, сотрудник проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России»
РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В БУРЯТИИ: ТРАДИЦИИ ВЕРОТЕРПИМОСТИ И ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ Бурятия является одним из национальных регионов России, где сочетаются традиции бурятского буддизма и шаманизма, русского православия, традиционного староверия – культуры семейских старообрядцев, а также инославного христианства в лице протестантских церквей, которые ведут свою историю от английских миссионеров XIXвека.Последние 20 лет постсоветского развития создали по-своему уникальную ситуацию сосуществования различных национальных традиций с христианскими церквями, которые ведут национальную миссию, обращая бурят в свою веру. Буддистская культура Бурятии, исконно сибирская веротерпимость к самым разным формам религиозности и инакомыслия в целом позволяют сохранять межрелигиозный баланс и воспитывать в русле толерантности тех, кто хочет этот баланс разрушить путем антисектантских акций или же демонстративного неучастия в широком диалоге различных религий и конфессий. Сама история Бурятии учит веротерпимости – на этих землях долгое время пыталось утвердиться православие, сюда бежали свободолюбивые «сектанты» от репрессий царского правительства. До появления русских поселенцев на территории Забайкалья коренные жители этого региона - буряты – придерживались своих традиционных верований. В XVII-XVIII шло бурное вытеснение шаманизма буддизмом. Постепенно сложилось конфессиональное различие восточных и западных бурят: восточные буряты стали исповедовать буддизм «в чистом виде», а западные, в отличие от своих восточных собратьев, совмещают шаманизм и буддизм, либо придерживаются только шаманизма. Русские первопроходцы, а с ними и миссионеры появились в Забайкалье в конце ХVII века (в 1681 г. была организована первая миссия – Даурская, во главе с игуменом Феодосием, ею же были основаны два первых монастыря - Селенгинский и Посольский). Вплоть до конца XVIII века Даурская миссия, резиденция которой находилась в Свято-Троицком Селенгинском монастыре, была единственным органом церковной власти в Забайкалье. Активное освоение русскими Забайкалья началось с 1689 года, когда, согласно Нерчинскому договору России с Китаем, оно отошло к Российскому государству окончательно. Забайкалье вошло в единственную тогда для всей Сибири Тобольскую епархию. Изначально Забайкалью, в том числе и Бурятии, была свойственна многоконфессиональность, и как следствие относительная терпимость к другим конфессиям со стороны властей. С конца XVII века в Забайкалье бежали староверы. В Бурятии особое распространение получили общины семейских старообрядцев. Среди первых специалистов, строивших восточно-сибирские заводы, были и лютеране и католики. В 1817-1835 гг. миссионерскую деятельность среди бурят осуществляли члены Британского Библейского общества Уильям Свен, Эдуард Сталибрас, Роберт Юилль. Эта миссия впервые познакомила бурят с протестантизмом и сформировала первое поколение бурятской интеллигенции. Еще долго после ликвидации миссии Николаем II школы, созданные англичанами, пользовались у бурят громадным авторитетом. В начале ХХ века в Бурятии появились баптисты. Православная Церковь занимала, естественно, менее значимое положение, чем в традиционно православных областях России. В целом принятие бурят в российское подданство не сопровождалось массовой насильственной их христианизацией. К примеру, в 1689 году в договоре наместника Ф. Головина с восточносибирскимитайшами специально указывалось, что бурят "в православную веру не принуждать". Однако эпизодические насильственные миссионерские акции среди бурят всё же предпринимались. Несмотря на это, забайкальское православие осталось достаточно слабым. Епископская кафедра в Чите появилась в 1894 году с образованием Забайкальской епархии. Ее возглавил первый епископ Забайкальский и Нерчинский Георгий (Орлов). Реальная духовная и просветительская работа Православной Церкви началась только в начале ХХ века. В Бурятии эта работа была связана с противостоянием православных и бурят-буддистов. В 1914 году епископ Ефрем выступал за активную миссию среди бурят, порицал буддизм и призывал православных националистов к насильственным действиям против буддистского духовенства. В 1920 году епископ Читинский Мелетий (Заборовский) выехал вместе с отступающими белыми частями в Харбин, спасаясь от Красной Армии. Регулярная церковная жизнь в Читинской епархии, включающей в себя Бурятию, фактически была прекращена. В 1930 году епархия была формально упразднена. Советская эпоха превратила Бурятию в практически полностью атеизированный регион, где подпольно сохранялись лишь традиции староверия, шаманизма и буддизма. В 1948 г. буддизм в СССР был легализован - была возобновлена деятельность Иволгинского дацана, долгое время остававшегося единственным буддийским храмом на территории СССР. В том же 1948 г. в Советском Союзе было создано Центральное Духовное Управление Буддистов. Православная жизнь была представлена в республике Бурятия лишь несколькими общинами. По сравнению с другими сибирскими землями православная жизнь в Бурятии стала активно возрождаться довольно поздно, да и само восстановление православия было связано с трудностями. С созданием Читинской и Забайкальской епархии в 1994 году было образовано Бурятское благочиние.Первым благочинным был прот. Игорь Арзуманов, матушка которого была буряткой по национальности. Он активно работал среди интеллигенции, привлекал в церковь бурят, говорил о том, что целый народ не может «находится во тьме, вне христианства». По инициативе о. Игоря издавались молитвословы и Евангелия на бурятском языке. По благословению тогдашнего епископа Читинского Палладия о. Игорь Арзуманов и о. Олег Матвеев посещали с миссионерскими целями Монголию. Ставший после Палладия епископом Читинским (в 1996-1999 гг.) владыка Иннокентий (Васильев) часто бывал в Бурятии, установил тесный контакт с властями. Еп. Иннокентий оставил благоприятное впечатление среди русской и бурятской интеллигенции, с представителями которой он неоднократно встречался. Владыка Евстафий, сменивший еп. Иннокентия в 2000 году, сразу акцентировал внимание на упорядочивании хозяйственной жизни епархии и приходов, а также на развитии монашеской жизни в Бурятии. За короткий срок на территории республики было создано два монастыря. До 1999 г. авторитет православия и его общественное влияния постоянно росли, однако в конце 1999 г. разразился скандал, выплеснувшийся во все бурятские СМИ и подорвавший доверие жителей Бурятии к РПЦ. Назначение владыки Евстафия на Читинскую кафедру совпало со скандалом вокруг личности бывшего благочинного Бурятского округа прот. Игоря Арзуманова. Незадолго до назначения еп. Евстафия владыка Иннокентий перевел о. Игоря в Читу, а на его место был назначен о. Олег Матвеев, бывший сотрудник милиции и судья. С назначением новым благочинным о. Олега Матвеева, и после удаления из Улан-Удэ со скандалом известного в республике настоятеля одного из самых крупных приходов - о. Геннадия Комарова (выступившего против отца Игоря Арзуманова, обвиненного в моральной нечистоплотности) – приходскую жизнь в Улан-Удэ пришлось строить практически с нуля. В целом о. Олег Матвеев наладил отношения с республиканскими властями и продолжил начатую в начале 90-х гг. политику проповеди среди бурят. Через несколько лет о. Олег Матвеев возглавил благочиние в Кяхте, а старшим благочинным Бурятии был назначен протоиерей Леонид Шевченко. Современное развитие православия в Бурятии во многом определяется харизматической личностью Анатолия Дамбаевича Жалсараева, писателя и видного общественного деятеля Бурятии, в 2009 г. занимающего должность консультанта по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив при правительстве Бурятии. Жалсараев обратился в православие и был крещен в водах Байкала епископом Иннокентием. Жалсараев активный противник русского национализма в РПЦ, поборник распространения православия среди всех народов России (в контексте Бурятии – среди бурят). Крайне резко он выступает против любых попыток пропаганды религиозной нетерпимости и, тем более, дискриминации религиозных меньшинств. Он публично обвиняет некоторых священников епархии и даже самого епископа Читинского Евстафия в национализме и нетерпимости к религиозным меньшинствам. Возможно, что до некоторой степени благодаря принципиальной позиции Жалсараева, среди православного духовенства Бурятии крепло убеждение в необходимости миссии среди бурят и использовании бурятского языка в богослужении. В частности, один из авторитетных священников Бурятии иерей Михаил Литвинов в интервью социологу Сергею Филатову 26 июня 2009 г. заявил, что «в настоящее время религия большинства бурят – оккультизм, но число православных, сознательных православных растет. Бурятская культура может прекрасно развиваться внутри РПЦ без опасности подвергнуться русификации. Мы должны уметь нести Слово другим народам на их языке и в понятиях их культуры. Национальные языки богослужения – основа формирования национального православия бурят внутри РПЦ. Однако сейчас бурятский язык в богослужении не используется, хотя до революции использовался». В целом православие в Бурятии развивалось довольно медленно. Число приходов в нулевые годы практически не росло, просветительская и социальная работа также были слабо развиты. Духовенство епархии считало главной причиной такого положения дел отсутствие в республике собственной епархии. Долгие годы представители духовенства и православной общественности лоббировали создание самостоятельной епархии в Бурятии. По существу полноценное развитие православной жизни в республике, диалог православных с другими конфессиями, с властью и обществом началось только с образованием епархии. В октябре 2009 г. после настоятельных просьб главы республике решением Синода была образована Улан-Удинская епархия. Епархию возглавил епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий – именно с его именем связано укрепление православия на территории Бурятии, впервые в истории Бурятии мирным путем и в диалоге с обществом и с другими церквями создается русско-бурятская православная община республики. В первые месяцы своего архиерейства новый владыка чувствовал себя не совсем комфортно, о чем свидетельствуют его записи в Живом Журнале. Дневник владыки находится по адресу: www.bishop-savatius.livejournal.com. Вскоре, однако, владыка Савватий вполне освоился в Бурятии. Склонность к публичности и открытости, готовность к диалогу, терпимость к чужому мнению привели к постепенному росту авторитета и православия, и епископа. Среди главных своих достижений за три года архиерейства Савватий отмечает заметный рост численности духовенства в епархии (в 2004 г.- 24 человека, в 2012 -54). Савватий привез с собой 20 церковнослужителей из Чувашии. Изучив ситуацию, отказался от планов создания епархиальной семинарии – не удастся не только найти достаточно средств на приличное учебное заведение, но и желающих учиться в семинарии будет слишком мало. Савватий установил постоянные связи с Семинарией в Хабаровске, где к 2012 г. училось около 20 человек из Бурятии. За три года получила развитие социальная работа – создан православный детский сад, приют для бомжей-женщин, систему поддержки социально незащищенных матерей, социальную столовую и баню для бомжей. Постепенно налаживается сотрудничество с интеллигенцией. Артисты и художники Восточно-Сибирской академии культуры и искусства участвуют в Рождественских и Пасхальных встречах. Стало постоянным сотрудничество с театром им. Бестужева. Возникли два молодежных объединения – клуб Одигитрия и спортивно-патриотический «Витязи», занимающийся походами, краеведением, поиском мест, связанных с новомучениками. Миссионерство имеет два основных направления – работу в отдаленных селах и поселках (епископ Савватий: «деревня – с верой полный провал»). В отдаленных углах республики создаются «миссионерские станы», в которых концентрируются материальные и кадровые ресурсы для миссионерской деятельности. Наиболее успешный – в Таксимо. Его возглавляет священник Иоанн Химин, выпускник Белгородской миссионерской семинарии. Этот энергичный священник работает и в больницах, и в клубах, и в школах. Среди активного духовенства заметен протоиерей Владимир Власов в Закаменске. Он ведет успешную миссию в сельской местности и сумел на ее основе организовать несколько новых приходов. Епископ Савватий, чуваш, понимающий проблемы этнических меньшинств в Церкви, серьезно заинтересован миссией среди бурят. Сейчас буряты составляют около 15% прихожан. Епископ считает, что «для каждого народа необходимо богослужение на родном языке, именно на нем по- настоящему доходит до сердца». Он нашел в Иркутской области бурятоязычного священника Александра Абидуева и уговорил его переехать в Улан-Удэ. Теперь есть один подлинно бурятский приход. Епархия совместно с университетом занимается переводом богослужебных книг. По словам епископа в Бурятии есть мигранты из Армении, многие из которых становятся прихожанами РПЦ. Монастыри находятся на начальном этапе развития. Наиболее заметна социальная работа. Сретенского женского монастыря в селе Батурино Прибайкальского р-на. Около монастыря создан приют для бомжей, которые участвуют в строительстве и хозяйственной жизни обители и находятся под неусыпным контролем сестер. Некоторые исправились и даже создали семьи. Монастырь расположен в депрессивном районе. Большинство жителей не имеет постоянной работы; нищета, неполные семьи и пьянство. Строительство монастыря и развитие его сельхозподворья многим дало работу. Монастырь обеспечивает регулярные приезды квалифицированных врачей, распределяет одежду, организует питание. Наибольшим достижением настоятельница игуменья Ника (Толмачева) считает работу с детьми. В самом Батурине живет всего пять детей, т. ч. нет смысла открывать воскресную школу. Сестры монастыря объезжают окрестные села, выступают в школах, организуют праздники, конкурсы, концерты, раздают материальную помощь. На детские праздники на Рождество, Пасху и др. в монастырь съезжается до 500 детей. Победителям конкурсов организуются епархией бесплатные поездки в Москву и в православный детский летний лагерь на Байкале. Мужские монастыри находятся в состоянии организации и функционируют скорее как приходские храмы. Правда, иеромонах Николай (Кривенко), историк по образованию, настоятель Посольского монастыря на Байкале, организует научные конференции. 23 октября 2009 г сразу по прибытию в Бурятию после назначения епископом Улан-Удинским, отвечая на вопрос журналистов, знает ли он о конфессиональном многообразии Бурятии, Савватий заявил на пресс-конференции: «Епархия будет открыта для диалога с другими конфессиями. Мы будем с любовью выслушивать мнение людей, которые придерживаются иной религии или не придерживается никакой религии». Епископ Савватий довольно быстро освоился в ситуации религиозного плюрализма и толерантности, утвердившейся в Бурятии. Вначале его удивила атмосфера религиозного плюрализма: « в Бурятии русские и буряты живут рядом друг с другом столетиями. Здесь многие и русские, и буряты регулярно посещают и дацаны и православные храмы, да еще к кому-нибудь могут зайти. Недавно прибывший в Улан-Удэ имам Айрат-хазрат был поражен тем, что местные татары посещают и храмы, и дацаны». Епископ Савватий установил деловые контакты не только с официальной Традиционной буддийской сангхой России, но и с самым авторитетным автономным центром буддистов - Ринпоче-Багша", возглавляемым досточтимым Еше-ЛодойРимпоче. Кроме того епископ установил личные и деловые отношения с белокриницкими старообрядцами и католиками, считает возможным в будущем пойти на контакты с протестантами. Пропаганда против инославных христиан в республике не ведется. Однако, несмотря на очевидные успехи епископа Савватия, последствия конфликтов и скандалов, имевших место в православной церкви на территории Бурятии в предыдущие годы еще дают о себе знать. В ходе введения курса «Основ религиозных культур и светской этики» большая часть родителей выбрала «Основы буддизма», а русские, прежде всего, выбирали «Основы мировых культур» и «Светскую этику». В выборе ОПК показатель Бурятии – один из самых низких в РФ. Старообрядчество является культурной и религиозной силой в бурятском обществе. Их историческая роль признается и епархией РПЦ и властями. К примеру, в 2007 году в Улан-Удэ состоялась встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума», посвященное 250-летию начала массового заселения старообрядцами Забайкалья. Встреча проводилась при поддержке республиканских властей. В ней приняли участие новозыбковский патриарх Александр (Калинин), а также белокриницкие архиепископ Киевский и всея Украины Савватий и епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян. Главным мероприятием встречи стала V международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». Состоялись гала-концерты республиканского детского конкурса семейской песни и детского фестиваля фольклора, международного конкурса фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!». В Тарбагатайском (село Тарбагатай – старообрядческий центр Бурятии) районе прошло освящение креста, воздвигнутого по пути следования протопопа Аввакума, а в селе ПосольскКабанского района прошла церемония открытия памятной плиты на берегу Байкала на месте начала пути протопопа Аввакума в Забайкалье. Белокриницкие старообрядцы подготовили для себя отдельную программу – они совершили паломническую поездку в Тарбагатайский район, побывали в местах, связанных с житием священномученика Афанасия, епископа Иркутско-Амурского, отправились вс. Тарбагатай и совершили восхождение к архиерейским пещерам священномученика Афанасия, где был отслужен молебен. Затем состоялась экскурсия по памятным местам проживания и служения епископа Афанасия, в ходе которой старообрядцы посетили бывший кафедральный собор и Ново-Никольскую церковь, осмотрели место под строительство нового храма и дом епископа Афанасия, побывали в местном музее. На обратном пути в селе Десятниково ознакомились с часовней во имя священномученика и исповедника Аввакума. Наиболее организованной силой является Русская Древлеправославная Церковь (новозыбковцы). Главой Бурятской епархии является епископ Сергий (Попков). Епископ Сергий входит в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Бурятии. Новозыбковцы открыты к диалогу как с властями, так и с другими религиозными объединениями, в частности, поддерживают дружеские отношения с протестантами. В Улан-Удэ новозыбковцы построили свой кафедральный собор. Новозыбковцы ожидают, что к ним в храм будут ходить не только новозыбковцы, но и семейские старообрядцы, у которых нет своей церкви, священника, и тем более епископа, а также все интересующиеся старой верой. С 2000 года епархия стала выпускать газету «Церковный вестник», с помощью которой надеется привлечь в церковь молодежь. Представители новозыбковцев участвуют в обществе деловых семейских людей Бурятии. Протестантские церкви играют значительную роль в общественной жизни республики, в религиозной жизни занимают третье место после буддизма и православия по распространенности. В социальной сфере особенно активны в реабилитации нарко и алкозависимых (есть центры – у Ассоциации христианских церквей (АХЦ ), у церкви «Дом Хлеба», 2 центра у баптистов, центр у объединения РЦ ХВЕ. Заметна работа протестантов в тюрьмах, помощь детским домам. Представитель протестантских церквей входит в Совет при президенте РБ по взаимодействию с религиозными объединениями (епископ Виктор Калмынин). Евангельские церкви активно занимаются миссией среди бурят (в каждой общине есть буряты, существуют бурятские церкви и служители-буряты). Укоренению протестантских церквей в республике способствовали инициативы АХЦ и Виктора Калмынина об издании книги о протестантских миссионерах XIX века из Англии, а также краеведческого журнала Прибайкалья «БаргужинТакум». Всего в Республике Бурятия около 50 евангельских церквей и групп, численность активных членов – 3 тысячи человек, всего посещает церкви и ассоциирует себя с евангельских христианством – около 10 тысяч человек. С 1998 года действует Совет протестантских церквей Бурятии. Среди протестантских церквей выделяется Церковь Ингрии - приход Благодати Христовой в г. Улан-Удэ. Дьякон – Владимир Никифоров. Супруга Владимира Никифорова Анита Лепомаа является миссионером Финской лютеранской миссии «Кюльвеа» - «Сеятель» (представлена консервативным крылом Финской лютеранской церкви, не признающим женское священство). Миссия работает с 2000 года. По средам проводится служение на бурятском языке. В общине около 30 человек. С середины 1990-х гг. консервативные финские и норвежские лютеране имеют миссию «Сеятель» в Улан-Баторе, в Монголии. В конце 1990-х гг. эта миссия создала свой филиал в Улан-Удэ. Глава миссии – УрноКюккенен. В Улан-Удинском университете работала миссионерка Ария Хуттунен. Владимир Никифоров постепенно перешел из пресвитерианской церкви в лютеранство, так как, по его словам, пресвитериане стали больше похожи на харизматов, а в лютеранстве Никифорову нравится литургия и лютеранская доктрина. В 2003 году Никифоров женился на финской миссионерке Аните Лепомаа, а с 2006 года стал дьяконом лютеранской общины. Финские миссионеры и Владимир Никифоров ездят по деревням и отдаленным поселкам Бурятии, проповедуют, создают группы верующих. Миссионеры приводят примеры из бурятского эпоса «Гесэр» о творении и жертвенности. Есть группы в Тункинском районе, в Ульдэрге, селе Тарбагатай, в Хоринске и Аршане, Ахалине, Закатуе, Никольске, а также в Кырыне и Туране на границе с Монголией. В общине есть катехеты, которые готовятся стать дьяконами – Михаил Банзеронцаев и Андрей Урмаев. В семинарии Церкви Ингрии в СПб учатся несколько бурят. Миссионеры организовали несколько предприятий малого бизнеса по производству сувениров. Особенно активно в рамках национальной миссии пятидесятничество. Российская Церковь Христиан Веры Евангельской а республике включает в себя более 25 церквей и 10 групп. Старший пресвитер (епископ) по Бурятии и Сибирскому федеральному округу – Иван Кондратьевич Марчук. Руководитель Объединения церквей Бурятии – Михаил Иванович Коваль. Марчук и Коваль входят в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Бурятии. По словам пастора Церкви Полное Евангелие Валерия Лебедева, проповедь по большей части ведется на русском языке, так как не затрагивает Восточную Бурятию, где большинство бурят, исповедующих буддизм. На Востоке Бурятии местные власти и буддийские ламы негласно противодействуют христианской миссии. При этом, в церкви Полное Евангелие в Улан-Удэ около 50 % бурят, среди них врачи и преподаватели. По мнению Валерия Лебедева, когда будет Евангелие на бурятском языке, будет легче, а пока недостаточно одного фильма «Иисус» на бурятском языке. Лебедев так выразил свое отношение к бурятской культуре: «Культура принадлежит каждому человеку, если человек верит во Христа, то он должен отказаться не от культуры, а от традиции почитания Будды, так как нельзя служить двум господам. Принять Христа – значит не молиться горе, отказаться от шаманских обрядов, от обращения к шаманам за советом и с просьбами». Валерий Лебедев считает, что Бурятия может быть христианской республикой, потому что бурят легче обращать, чем русских, они более открыты. Буряты семьями приходят ко Христу, они более дружны между собой и у них сильные родственные отношения. В республике действует Байкальская Библейская школа. Директор школы – Илья Михайлович Фомин. Школа готовит своих пасторов, поддерживает отношения с церквями в Чите и Иркутске. Ежегодно проводятся общие пастырские конференции в Улан-Удэ. При президенте Наговицыне местные власти стали поднимать вопросы об участии всех церквей в социальной работе и работе с молодежью, чтобы все религиозные объединения помогали властям решать проблемы алкоголизма и наркомании. У РЦ ХВЕ есть 3 ребцентра (2 мужских в Улан-Удэ и Кяхте и 1 женский в Усть-Баргузине) для наркозависимых, алкоголиков и бомжей. В церквях РЦ ХВЕ около 30% бурят, специальной бурятской миссии нет, но по деревням ездят миссионеры. Среди бурят проповедуют миссионеры из Монголии, так как там много дружественных пятидесятнических церквей. Они исполняют некоторые бурятские традиции, такие, например, как макать палец в водку, чтобы показать уважение к духам – миссионеры показывают уважение неведомому Богу. Сопротивление миссионерам оказывают по большей части православные. В Усть-Баргузине был случай, когда священник РПЦ МП избил пастора, который распространял евангельскую литературу, на священника написали жалобу в епархию и его перевели в Гусиноозерск. Благожелательные отношений у протестантов сложились с бывшим благочинным Бурятского округа отцом Олегом Матвеевым, которого руководство епархии перевело благочинным в Кяхту «за его излишнюю самостоятельность». Шаманы и православные священники часто вместе просят глав администраций не допускать протестантских миссионеров в поселки. РЦ ХВЕ в Бурятии сотрудничает с пятидесятнической миссией из Швеции, которая финансирует обучение лидеров. В 2002-2004 годах вместе с властями и соцзащитой проводили семинары по реабилитации наркозависимых, а чиновники ездили обмениваться опытом в Швецию. Церковь «Свет Мира» (входит в Ассоциацию Независимых церквей ХВЕ) во главе с пастором Владиславом Абрамовым поддерживает активные контакты со всеми церквями и ведет активную бурятскую миссию, издает евангельскую литературу на русском и бурятском языках. Церковь ХВЕ «Добрая Весть» во главе с пастором Александром Мартыненко посылает миссионеров по республике. В Закаменске по местному ТВ ведется проповедь на бурятском языке. Совместно с другими пятидесятническими организациями проповедники церкви ездят по бурятским школам и распространяют Евангелия и другую литературу и на бурятском языке. Община организует детские и подростковые лагеря, студенческая церковь. Наиболее заметна в общественной и культурной жизни Бурятии - Пресвитерианская церковь Союза Христианских Пресвитерианских Церквей России. Епископ Объединения церквей и пастор – Виктор Калмынин – потомок казаков, пришедших в Бурятию в XVI-XVII веках, в котором течет бурятская, калмыцкая и русская кровь. Церковь входит в Ассоциацию христианских церквей «Союз христиан», а Виктор Калмынин с 2007 года является епископом Объединения церквей АХЦ в Бурятии. У церкви – 10 церквей и 5 групп по республике в бурятских поселках. Наряду с этим, существует дружественный АХЦ Союз пресвитерианских церквей Республики Бурятия, который возглавляет Игорь Игумнов (туда входит около 8 церквей). Церковь занимается активной миссией среди бурятского населения в Улан-Удэ и по районам республики. Церковь была основана в 1995 году корейскими миссионерами. В 1997 церковь приобрела здание под молитвенный дом. Богослужение совершается на русском языке, так как Библия еще не переведена на бурятский язык. В церкви Улан-Удэ есть русские, буряты и корейцы, живущие в Бурятии. Всего церковь посещает более 300 чел. – большинство буряты. В церкви сложилась пресвитерианская структура – коллегиального управления, которое состоит из дьяконского совета и совета руководителей церкви, влиятельных прихожан, бизнесменов, которые занимаются финансами. Отчеты о своей социальной работе АХЦ посылает также в органы власти, чтобы показать свою открытость (например, в 2011 году АХЦ оказало благотворительной помощи на 1,5 млн руб.). С православной епархией у протестантов сложились доброжелательные отношения – владыка Савватий принимал у себя Виктора Калмынина. По словам Калмынина, епархия стала более активно привлекать молодежь, налаживать социальное служение. Этому способствует и позиция руководства республики, президента Наговицына, который понимает, по словам Калмынина, что практикующих верующих – не более 10%, и на одном из заседаний Совета при президенте РБ призывал всех работать с этими оставшимися 90% населениями, уважая веру других. Администрация президента Наговицына открыта к протестантам, а пятидесятники и пресвитериане входят в Совет по взаимодействию с религиозными организациями при президенте Бурятии. У пресвитериан есть совместные социальные проекты с Минсоцразвития Бурятии, а в раздаче пищи зимой неимущим и бомжам церкви помогает местное отделение КПРФ. Есть проекты подсобного хозяйства для дома, где живут бомжи, социальной гостиницы для бездомных и т.д. летом для бездомных организуется работа на автоматической линии по производству стройматериалов. Действуют ребцентры для наркозависимых. Церковь работает с центром «Преображение» (движение основано в Кемерово) - общественной организацией евангельских верующих, которые занимаются работой с наркоманами. Помимо этого, работой с наркозависимыми занимается Церковь из АХЦ «Каждый дом для Христа». Ребцентры действуют в пос. Кяхта и в пос. Баргузин. Протестанты также отправляют людей в ребцентр к православному священнику отцу Олегу в Кяхтинский район. В 2008-2009 годах пресвитериане участвовали в исторической экспедиции по сбору сведений о миссионерах Лондонского Библейского общества, которые жили и проповедовали в 20-е-40-е годы XIX века в Бурятии в Кижигинском районе и в пос. Новоселенгинском по приглашению Российского Библейского общества. В Холинске, где работала английская библейская миссия, у них останавливались декабристы. При Николае I их выдворили из России, но после них еще долго работали школы, которые они создали. Англичане в своей типографии успели издать Ветхий завет на старомонгольском языке. Остались могилы некоторых миссионеров и их жен. Как полагают протестанты, английские миссионеры пророчествовали о том, что на Россию будет излияние Духа, и миссионеры из России будут также распространять веру по всему миру. При поддержке АХЦ издана книга об английских миссионерах, а также издается краеведческий журнал Прибайкалья – «БаргужинТакум» (это древнее название Бурятии, родины Чингисхана). Журнал публикует статьи ученых, краеведов, историков, о землях вокруг Байкала, Калмынин собирает публикации специалистов из Иркутской и Читинской областей, Якутии и Бурятии. Церковь сотрудничает с краеведческим музеем в Тарбагатае. В Бурятии, по словам пастора, есть культура веротерпимости, поскольку православие слабое, много протестантских и буддистских направлений. Протестантская теология, как отмечает пастор, больше всего подходит для экономического подъема, налаживания промышленности. Бизнесмены рано или поздно соприкасаются с экономическим духом и протестантской этикой. Поэтому в протестантских церквях, в том числе и у пресвитериан, много средних и крупных предпринимателей среди верующих. В рамках бурятской миссии в церкви широко используется бурятский фольклор, песни на бурятском, костюмы, танцы. Верующие, по словам Виктора Калмынина, любят гимн Бурятии о степях и природе, о Байкале, в нем поется о благословении края Богом. Автором слов к бурятскому гимну является Дамба Жалсараев, известный в Бурятии поэт, отец Анатолия Жалсараева, консультанта Комитета по связям с религиозными организациями в Администрации президента РБ. Церковь предостерегает от задабривания злых духов через шаманов. В бурятском эпосе «Гэсере» говорится, что священные холмы и камни – это осколки поверженного дьявола, бесы, которых надо задабривать. По словам пастора, это предостережение для христиан. У церкви есть своя миссия в Улан-Баторе в Монголии, созданная верующей буряткой замдиректора филиала Бурятского университета в Улан-Баторе и миссионером из Южной Кореи. Проводится служение для китайцев на китайском языке. Есть монгольско-бурятская община «Богатый урожай». Бурятский пастор Владимир Никифоров (теперь пастор Церкви Ингрии в Улан-Удэ) категорично отзывался по поводу буддизма –«что общего между светом и тьмой?» По словам пастора, «Не нужно изучать такие вещи, которые связаны с язычеством, например, бурятский национальный эпос «Гэсэр» - это сор, который мешает христианству». Он считает, что отдельная бурятская миссия будет возможна только тогда, когда появиться Библия на бурятском языке. В этом случае, по мнению Никифорова, христианство сохранит традиционную культуру и обычаи бурят в церкви. Пастор подчеркивает, что после прихода миссионеров в деревнях перестают пить и курить, и делает вывод о том, что христианство изменяет человека, а буддизм нет, так как рядовые буддисты просто по привычке ходят в дацан и слушают богослужение на непонятном тибетском языке. Проповедь в деревнях иногда раздражает представителей местной власти, были случаи, когда местные чиновники лишали миссионеров аренды и предупреждали, чтобы они покинули данный поселок. С буддистами столкновений нет, противодействие протестанты иногда встречают со стороны православных священников. Картину религиозного многообразия, сложившегося за последние 20 лет, подтверждают социологические данные и данные о численности зарегистрированных в республике религиозных объединений. Данные Минюста РФ (на 04.09.2012). Информации обо всех зарегистрированных в Российской Федерации и в каждом субъекте РФ в отдельности религиозных объединениях, которые собраны в открытом доступе на сайте Минюста РФ (http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx). Один из самых масштабных опросов, который позволяет увидеть значение неправославных в общероссийском масштабе и в рамках регионального измерения, был проведен в рамках опроса МегаФОМа в мае-июле 2012 года (проект АРЕНА). Анкета включала в себя вопросы по вероисповеданию, по религиозной практике, социально-психологическим характеристикам, национальности и социально-демографические параметры. См. проект АРЕНА: Атлас религий и национальностей. Опрос проведен по заказу и по анкете Исследовательской Службы «Среда» (характеристика опроса, см.: www.sreda.org). Методология: Исследуемая совокупность: городское и сельское население России в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует городское и сельское население субъектов России в возрасте от 18 лет и старше. География опроса: Исследование проходит в 79 субъектах РФ, где проживает 98,8% населения РФ (по данным переписи населения 2010 г). Отобранные субъекты РФ представляют все федеральные округа и позволяют сопоставлять результаты. В 4 субъектах РФ исследование не проводилось. Это Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ. Исходя из объяснения самого ФОМа, стоимость и сроки проведения исследования в этих регионах значительно выше из-за труднодостижимости населенных пунктов, проблем с транспортом и т.п. Количество респондентов: 56 900 человек. В каждом субъекте опрашивается 500-800 респондентов. Метод: стандартизированный опрос населения. Технология: интервью по месту жительства респондента (face-to-face). Статистическая погрешность - по России в целом — не более 1%, по региону – не более 5,5%. Подробнее по поводу методики проведения опросов Фондом Общественное Мнение см.: www.fom.ru. В данной таблице для сравнения представлены данные по России в целом, по Сибирскому федеральному округу и по Республике Бурятия. Полученные данные говорят о том, что число людей, сознательно определяющих свою принадлежность к неправославной конфессии в ходе по-прежнему находится в пределах ошибки выборки (таков группы католиков, старообрядцев, протестантов, отдельно и не совсем корректно был выделен вопрос «исповедую пятидесятничество», хотя это также протестантизм). Однако даже такого рода опрос, репрезентативность которого опирается, в основном, на выборку групп по социально-демографическим признакам, отчетливо фиксирует неправославную христианскую религиозность в массовом сознании населения в целом. 4% по России в целом ответили, что исповедуют христианство, но не принадлежат ни к какой конфессии. Эта группа «просто христиан» достойна особого внимания, так как это сложносоставная социологическая группа, которая впервые была выделена в общероссийском опросе, по РФ в целом и по регионам. Она является полноценной группой для анализа, намного выше ошибки выборки. Основываясь на полевых исследованиях и интервью с верующими, можно сказать, что состав группы «просто христиан» таков: 1) верующие протестантских церквей, которые часто называют себя просто христианами; 2) те, кто были подвержены протестантской или православной миссии, но остались вне конфессии или в околоцерковной среде; 3) те, кто сознательно полагают, что вера во Христа может быть не связана ни с какой конфессии (или не должна быть связана ни с какой конфессией) 4) «христиане в душе», которые еще являются почвой для православной, протестантской, католической или старообрядческой проповеди. Очевидно, что это неидеологические христиане, вера которых не связана со стереотипами и этническими патриотическими маркерами исторической «традиционной» религии – православия (или это еще «виртуальные христиане». Протестанты как таковые могут составлять около трети группы «просто христиан». Картина практической религиозности в республике Бурятия в целом мало отличается от общей картины по России. В советское время религиозные привычки и традиции были в значительной мере прерваны и уничтожены, и их восстановление (а также появление новых) займет еще долгое время. Из характерных моментов следует отметить – высокий уровень интереса к религии вообще, сравнительно слабое влияние православия, низкий уровень тех, кто молится или читал евангелия, что говорит о слабой христианизации. При кажущейся малочисленности прихожан религиозные объединения играют ключевую роль в рамках гражданского общества – как показывает опыт Бурятии, именно религиозные общины – буддистов, православных, старообрядцев, католиков, лютеран, пресвитериан, баптистов и пятидесятников – создают вокруг себя оазисы социального служения, культурные и исторические дискуссии, работают с молодежью и интеллигенцией, становятся фундаментом культурно богатого демократического общества. Научные данные
- Проект «Энциклопедия современной религиозной жизни России» – полевые исследования в субъектах РФ в рамках издания «Атласа современной религиозной жизни России» (руководитель – социолог религии Сергей Филатов).
- Всероссийский опрос,проведенный Фондом «Общественное мнение» по субъектам РФ («Георейтинг» ФОМа) по методика Мега ФОМ. Репрезентативная выборка по всем субъектам РФ (56 900 по всей России, до 800 чел. По каждому региону), май-июль 2012 года.
|