Example Frame
Главная | РЕФЕРАТЫ | ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ

В.И.Колмынин,

Епископ (Улан-Удэ)

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ

 

Несмотря на гонения царской властью христиан-протестантов, евангельское движение не только не ослабевала, но и получала развитие. В 1884 году евангелисты были объявлены «еретиками», чьи религиозные «заблуждения» представляют серьезную угрозу для национальной безопасности империи и авторитету РПЦ. Однако начались первые пролетарские революционные волнения, подавить которые у власти не было сил. Между тем в этих волнениях голос более чем 5 миллионов протестантов был особенно силен. Царизм понял бесперспективность и опасность борьбы с «иноверием», что эта борьба принесет монархии больше вреда, чем пользы. В1905 году под давлением протестующего общества император Николай II отменил репрессивные меры против ортодоксов православия, но было уже поздно. Не помогли ни царский рескрипт от 17 апреля 1905 года о религиозной свободе, ни возвращение на родину из Закавказья и Сибири всех осужденных за религиозные убеждения, ни легализация деятельность иностранных конфессий. Для восставшего народа уже ничего не значил еще один манифест – «Об усовершенствовании государственного порядка». Российский народ явочным порядком ввел то, что пообещал император – незыблемые свободы совести, слова, собраний и союзов. Лидер Российского протестантизма И.С.Проханов выдвинул лозунг «Реформация вслед за революцией!», вспоминая при этом имена зарубежных основоположников учения Яна Гуса, Мартина Лютера, Жана Кальвина и других.

В будущей социально-политической революции И.С. Проханов увидел уникальную возможность решения тех задач евангелического движения, которых не дал осуществить царизм. Свою реформу он назвал «духовной революцией», которая на самом деле действительно произвела на людей достаточно сильное впечатление. Число сторонников протестантизма шло на миллионы последователей. Была даже создана политическая партия Христианских демократов во главе с И.С.Прохановым, которая во время выборов в Государственную Думу набрала больше голосов, чем социал-демократы (меньшевики) под руководством Г.В.Плеханова – предшественника и учителя В.И.Ленина. 14 сентября 1917 года в Петрограде открылся IV Всероссийский съезд евангельских христиан, взявший курс на участие в реорганизации государственной, политической и гражданской жизни страны, но без кровопролития, к чему вели большевики и меньшевики. Во главе Союза был избран И.С.Проханов, который на первое место деятельности поставил миссионерское служение. Руководитель этой программы Александр Персианов прежде всего обратил внимание на Сибирь и сам выехал туда для координации действий евангельских миссионеров. В Государственной Думе фракция христианских демократов сумела провести закон о праве верующих свободно переходить из одной религии в другую, если она покажется им более соответствующей духовным и идейным убеждениям.

Резкому росту верующих протестантского христианства повлиял возврат царской власти к репрессивным мерам относительно иноверцев, не поддерживавших РПЦ. С началом Первой Мировой войны 1914 года монархия отменяет свободу веротерпимости и занялась тотальным ограничением деятельности всех обществ, собраний религиозных конфессий, кроме РПЦ. По России прокатилась волна закрытия евангельских протестантских церквей и ареста проповедников с последующей их ссылкой в Сибирь. Многих верующих-протестантов отправили в Нарым и другие места Сибири, вероятно в надежде, что неблагоприятные суровые климатические особенности этого холодного региона быстро покосят ряды противников РПЦ. Там протестанты вошли в контакт со ссыльными революционерами: их объединил общий статус людей, пострадавших от произвола царской власти.

Первые годы власти большевиков были для И.С. Проханова временем наиболее активной проповеднической деятельности. Христиане не вызывали у рабочих и крестьян такой отрицательной реакции, как православное духовенство. Тем более, что лидеры большевизма в своих выступлениях перед народом неоднократно упоминали о том, как в годы царизма им приходилось жить в местах тюрем и ссылок вместе с осужденными евангельскими христианами: штундистами, баптистами и другими, гонимыми за веру. Лояльность новой власти к конфессии и её мученический ореол жертвы царизма вызывал большие симпатии россиян. В протестантизм стали переходить большие массы верующих православных христиан из разгромленной большевиками РПЦ – идеологической опоры самодержавия.

Людей привлекало многое: возможность свободно проповедовать учение Христа, заниматься миссионерской деятельностью, возможность вернуть братьям по христианской вере новое, пусть и реформированное, исповедание, ставящее целью реализацию свободы и взаимопомощи, заботу о человеке, освобождение от военной службы и другие библейские истины. Нашлись и такие, кто желал, прикрываясь евангельской церковью, изолироваться от советского государства. Есть сведения, что в первые годы Советской власти в протестантизм перешли миллионы человек. Только в Сибири их число достигло более 100 000 человек, отчего с 1917 по 1924 годы количество только евангельских общин выросло в 6 раз.

В Петрограде, к примеру, богослужения евангельских христиан происходили при стечении огромного количества людей, крупнейшие залы города оказались переполненными, хотя они вмещали от 3 до 10 тысяч человек. Причем это были все слои населения России: рабочие, крестьяне, солдаты, служащие, чиновники, офицеры. Новая власть разрешила открыть И.С. Проханову учебный центр для подготовки проповедников – Библейские курсы, а также поддержало его грандиозный проект широкой евангелизации страны под девизом «От города к городу, от села к селу, от деревни к деревне!» В отдаленные места России были направлены первые «советские» миссионеры, в том числе к забайкальским бурятам. Два человека выехали даже на пастырское служение в Китай и Индию.1

На этой необычайно широкой волне евангелизации России и стремительного падения авторитета РПЦ 22 октября 1918 и 4 января 1919 Декретами СНК РСФСР за подписью В.И.Ленина была осуществлена и правовая поддержка протестантской конфессии. Более того, в рамках своих теоретических концепций марксизма большевики рассматривали неортодоксальное христианство как форму социального протеста рабочих и крестьян против буржуазных угнетателей. Поэтому большевистский режим в условиях наступившей после Революции 1917 г. международной изоляции был крайне заинтересован в использовании экономического потенциала евангельских общин и их обширных зарубежных связей. Лично В.И.Ленина и его ближайших теоретиков социализма в этой конфессии привлекла также «общественно-коммунистическая» сторона вероучения, наличие в них идей социального и экономического равенства людей. Именно «евангелисты-коммунисты» служили для них лучшим обоснованием и доказательством того, что народническая мечта о коммунистических традициях русского народа (идея ХII Заповедей Священного Писания) имела под собой реальные основания. По убеждениям большевиков, эта многомиллионная прослойка верующих христианских общин в обществе Страны Советов должна была принять самое активное участие в построении коммунизма и тем самым подтвердить правильность марксистского учения и ленинской политики построения государства рабочих и крестьян.

Некоторые течения евангелистов (например - Духоборы, «Новый Израиль», молокане, евангельские христиане, баптисты, меннониты, адвентисты седьмого дня, и другие – все это протестантские конфессии) действительно разделяли коммунистические идеи, как идущие от Христа, и поэтому они не считались идейными врагами большевиков, но их союзниками. Отсюда и ряд льгот, которые они получили от государства. Если бы В.И.Ленин не умер 21 января 1924 года, то протестантская евангельская Церковь вполне могла бы заменить упраздняемое православие, о котором шла «слава» идейного пособника прежней царской власти, и вместе с ней угнетавшее трудовой народ России.

Однако первые признаки отторжения протестантской конфессии стали проявляться уже в последние годы жизни В.И. Ленина, который тяжело заболел после покушения эсеркой Фанни Каплан и был фактически отстранен от руководства Правительством под видом необходимого лечения в Горках. Для заменившего его Иосифа Сталина новая религия была не нужна, так как протестанты твердо стояли за неучастие в военной службе по религиозным убеждениям. Даже в тяжелые годы Гражданской войны В.И. Ленин декретом СНК освободил их от обязанности брать в руки оружие. Для поддержания своего тезиса об усилении классовой борьбы по мере упрочения социализма, силовые структуры страны (например ВЧК) стали рассматривать приверженцев Церкви «врагами народа», занимающихся под маской лояльности Советской власти помощью «антисоветской деятельности буржуазных и мелкобуржуазных партий и групп», называя их «церковниками и сектантами». Начались репрессии. В марте 1921 года Всероссийский съезд сельскохозяйственных и производительных объединений (преимущественно баптистов) констатировал, что «тюрьмы и концентрационные лагеря и прочие места заключения вновь начинают наполняться мучениками за веру, не желающими по своим религиозным убеждениям или велению совести продолжать участвовать военном деле». Для ускорения отторжения граждан от ортодоксального христианства позже активно развивался миф о враждебности его вероучения, о якобы финансирования Церкви капиталистическим миром. Договорились даже до того, что объявили их трудовые общины рассадниками шпионажа на деньги западных европейских стран.

К тому времени безнадежно больной В.И. Ленин находился под контролем Иосифа Сталина, постепенно устранявшего вождя мирового пролетариата от управления страной и уже не владевшего общественной ситуацией. Многое ему докладывали уже в искаженном виде, заставляя принимать заведомо неверные решения. Так случилось и с итогами Всероссийского съезда евангельских организаций: Владимир Ленин посчитал подложную резолюцию вызовом Советской власти и дезавуировал дарованные льготы евангелистам. Начались закрытия общин, репрессии против верующих, расстрелы активистов, их имущество подлежало конфискации.

Тем не менее, евангельские конфессии продолжали действовать, руководствуясь статьей Конституции РСФСР о свободе вероисповедания, что не всегда давало чекистам доводить репрессивные дела до конца. До суда доходили лишь такие дела, в которых акцент делался на антисоветскую деятельность «сект» или на нарушение уставов общин. Это привело к замедлению действий кровавой репрессивной машины. Антирелигиозная кампания начала сворачиваться под напором идущих в Москву жалоб верующих на нарушение властями законодательных Актов государства. Уже в июле 1923 года всем губкомам было предписано «прекратить систему административных репрессий <…..>, не препятствовать регистрации общин, давая возможность им легализовать, чтобы они находились в поле нашего зрении». Через месяц ЦК РКП (б) за подписью И.В.Сталина осудило перекосы в борьбе с религией, возложив вину на местные органы власти. Настоял ли на принятие таких мер В.И.Ленин, неясно.

Признание вины Советской властью привело к резкому росту общин протестантской конфессии. Только в Сибири на 1 октября 1923 г., и только баптистов, увеличилось с 3191 чел. до 133 444, евангельских христиан с 2734 до 3018; зарегистрировано 26 общин молокан (2781 чел.), 12 общин менонитов (1330 чел.) и т.п. Власть констатировала, что евангельские объединения стали представлять «силу численно большую и крепче внутри спаянную, чем наши комячейки и волсоветы». Тем самым была признана организационная (и идейная) победа протестантской Церкви, причем особенных успехов она завоевала в Сибири, за которой пошла основная часть крестьянства. Более того, стало очевидно, что в ближайшем будущем эта конфессия может заменить в Сибири православную Церковь, и что самое поразительное, - стремясь противопоставить преграду перед идейным завоеванием протестантизма в России, власть принимает решение отказаться от гонений русского православия вообще, поставив первоочередной задачей организацию борьбы с «развивающейся волной сектантства». Таким образом, протестанты, приняв «огонь на себя», способствовали сохранению РПЦ.

Новым этапом дискредитации евангельских конфессий занялась в основном коммунистическая партия в лице ЦК ВКП(б). При обкомах и крайкомах создавались специальные тройки уполномоченных по координации репрессивной деятельности, организована широкая сеть осведомителей. Цель – добыча компрометирующих сведений об антисоветской подрывной деятельности, возможных связей с иностранной разведкой, шпионажем против СССР и т.п. Теперь даже жалобы на нарушение властью собственных законов были достаточным поводом для гонений. Прошедший IX съезд евангельских христиан был вынужден уступить требованиям властей об обязательном прохождении верующими военной службы, но отстоял право не брать в руки оружие. «Подобревший» И.В.Сталин, приняв в 1924 году делегацию евангельских христиан, сказал: «В военном деле вы нам не помощники, а в мирном строительстве мы вас знаем как людей честных и трудолюбивых». С этого времени Советская власть приступила к эксплуатации «религиозников» в качестве дешевой рабочей силы в принудительном труде на благо построения социализма. Из верующих были собраны «трудовые части» и «части тылового ополчения». По своей сути это были лагеря с облегченными условиями содержания. С 1930 года дело началось с добровольного приглашения евангелистов «на стройки народного хозяйства», но постепенно переросло в принудительный военизированный труд.

Пик антирелигиозной борьбы в Советской России пришелся на 1929-1930 гг. В ходе идеологического обеспечения антирелигиозной политики была организована широкая акция, направленная на формирование в общественном сознании образа религиозного врага-сектанта: классового врага, совратителя молодежи, вредителя и убийцы, развратника, пьяницы и сифилитика, мракобеса и фанатика, прокаженного, вездесущего врага. Молитвенные дома христиан-протестантов преподносились как штаб-квартиры внутренней контрреволюции. Сектант – более гибкий, опытный, хитрый и «популярный» в народе враг, чем православный христианин, уже не представляющий опасности для Советской власти. В результате большинство общин было разогнано, активисты арестованы, молитвенные дома переданы под народнохозяйственные нужды. Судебные процессы над верующими-протестантами превратились в массовые политические «спектакли».

Однако Советская власть двигалась дальше по пути гонений, делая при этом нелогичные шаги. На VIII Чрезвычайном съезде Советов 1936 г. не прошла поправка в Конституцию, ущемляющая избирательные права верующих. Это привело к новому оживлению духовной жизни в стране. Сегодня ясно, что это была элементарная провокация властей. В печати развернулась дискуссия о том, что «сектанты» на фоне слабой антирелигиозной работы пытаются использовать «Сталинскую Конституцию» и выборы в Верховный Совет СССР в своих контрреволюционных интересах. В итоге получился якобы всенародный призыв навсегда покончить с «церковниками». Новая волна репрессий началась сразу же после Пленума ЦК ВКП(б) в 1937 году, чему и был посвящен приказ наркома НКВД СССР Н.И.Ежова об уничтожении последних «несоциалистических элементов», как зачинщиков «всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений». Религиозные общины евангельских христиан добивались как «шпионско-диверсионные организации», работавшие на Германию и Японию. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов репрессии временно прекратились, поскольку все силы были брошены на защиту Отечества от немецко-фашистской агрессии. Они возобновились спустя десятилетие, но уже не имели прежнего масштаба.

Таким образом, российский протестантизм выдержал тяжелое испытание веры, и как награду за это обрел сегодня значительный подъем, все увереннее тесня с занимаемых позиций поддерживаемые государством, так называемые традиционные религии – православие, иудаизм, буддизм, мусульманство и другие. Об этом красноречиво свидетельствует неуклонный рост общин, храмов и числа верующих. Сегодня он входит в первую десятку наиболее популярных религиозных учений. В отдельных регионах России христианский протестантизм вообще выходит на первые роли: в Забайкальском крае – первое место, вПриморском, Красноярском, Хабаровском краях, Иркутской, Свердловской областях, в Москве и Санкт-Петербурге – второе место, в Республике Бурятии и других регионах – третье…Правое дело всегда побеждает!

 

1 Проханов И.С. В котле России. Автобиография. – Чикаго, 1992. – с.171-172.

ТРАНСЛЯЦИЯ



ИНФОРМАЦИЯ

Мы в соцсетях



МРО "Евангельская Христианская Церковь г. Улан-Удэ"

Продвигайте также свою страницу

Телеканал ТБН-Россия






Анализ интернет сайта

Контактная информация

670013, г.Улан-Удэ, Респ. Бурятия.
ул.Ключевская, 4Д


тел. +7 (3012) 41-65-04, 41-65-06

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна.
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы    Христианская газета'Колокол'                    Портал Credo. Непредвзято о религии