СТАНОВЛЕНИЕ СВОБОДОВЕРЧЕСКИХ КОНФЕССИЙ В СИБИРИВ.И.Колмынин, Епископ (Улан-Удэ), А.Д.Жалсараев, Кандидат исторических наук (Улан-Удэ)
СТАНОВЛЕНИЕ СВОБОДОВЕРЧЕСКИХ КОНФЕССИЙ В СИБИРИ
Можно считать установленным, что христианский протестантизм разных направлений проник в Сибирь задолго до прибытия сюда Английской духовной миссии начала XIX столетия. Мы не имеем в виду такие древние ветви, как манихейство и несторианство, которые сами по себе интересны, но нуждаются в особом исследовании. Скажем только, что проникнув в Центральную Азию в эпоху средневековья, эти религиозные конфессии христианского (в малой или большой степени) направления имели свои храмы, жрецов и складывающееся культовое «азиатское» мировоззрение с хорошо сохранившимися реликтами раннего христианства. Скажем о более близком для нас времени. Вероисповедание казаков – землепроходцев в Сибирь XVII столетия не являлось целиком православным, как считают многие исследователи. Состав должностных лиц показывает, что среди собственно русских, в казачьих отрядах было немало лиц иностранного западноевропейского происхождения и вероисповедания. Из них же происходили почти все члены Сибирских академических экспедиций начала XVIII века. Не будем забывать, что в 1689 году царица Софья, и в 1702 году Петр I специальными указами приглашали в Россию иностранных подданных, подвергающихся не родине притеснениям со стороны католиков по религиозным мотивам, и им гарантировалась свобода вероисповеданий на местах новых жительств. Многих из них мы затем находим на сибирской службе. Среди них были шведские вольнонаемные, не пожелавшие покинуть Россию после поражения в Северной войне, но захотевшие продолжить службу в дальних сибирских гарнизонах. 5 февраля 1721 гола указом Петра I № 3798 было дозволено всем «находящимся в Сибири шведским пленникам вступать в браки с православными, без перемены исповедуемой ими веры». Вот почему к концу XVIII столетия в разных городах Сибири уже действовали иноправославные общины, к сожалению, совершенно не изученные историками. Так, в Иркутске имелось лютеранское кладбище (напротив православной Крестовоздвиженской церкви), не котором 16 января 1767 года был похоронен первый губернатор Восточной Сибири генерал-майор Карл Львович фон Фрауендорф, до этого бывший на службе в Омске. Кстати говоря, многие военные и гражданские губернаторы Иркутска и Восточной Сибири являлись иностранцами по происхождению и в тесной «дружбе» с Иркутско-Нерчинской епархией РПЦ не замечены. Шведом по происхождению и лютеранином по вероисповеданию были комендант Селенгинской крепости генерал-майор В.В.Якобий и его многочисленная семья. 1790 годом зафиксирована служба в Кударинской крепости англичанина на русской службе, инженера и изобретателя Самуэля Бентама, который основал некий миссионерский стан вокруг учрежденной им частной школы для детей военных. Возможно, это были представители одной из ветвей английского протестантизма, как и прибывший два года спустя на службу обер-комендантом Троицкосавской крепости Фридрих Вестфален. В 1795 году в Староселенгинске и в других городах Забайкалья была размещена большая партия ссыльных поляков, не православных по вероисповеданию. 6 февраля 1826 года в Иркутском губернском городе начато строительство лютеранской деревянной церкви, призванной стать центром христианского протестантизма, кроме Миссии Лондонского библейского общества в Забайкалье, рассказ о которой будет продолжен в докладах других участников нашей научной конференции. Отметим только, что после упразднения Английской миссии указом Николая I после 22 лет ее успешного служения, в Забайкалье остались их приверженцы, частью продолжившие евангельскую проповедь силами подготовленных пасторов из среды бурят, частью заложившие основы новой работы Забайкальской духовной миссии РПЦ по опыту к подобию иностранных проповедников из Великобритании. Они подпитывались осознанием, что в России появились и начали действовать три очага евангельского пробуждения: кавказский, украинский и петербургский, как правопреемники также упраздненных Шотландской и Английской духовных миссий начала XIX столетия. В Москве и Петербурге были популярны проповеди английского лорда Редстока и полковника Пашкова, где на евангельские проповеди собирались тысячи человек, открыты школы и приюты, печаталась богодуховная литература, устраивались летние лагеря отдыха для детей крестьян и рабочих. Их знамя на стыке XIX-XX столетий подхватывает евангелист И.С.Проханов. Деятельность евангельских христиан в Иркутске новый, более широкий импульс, получила в конце XIX в. в лице переселенцев из Украины и центральных губерний России. Вскоре они построили свою церковь, которая была расположена в начале современной улицы Партизанской, ныне именуемой Иркутской церковью Христа. Большое число последователей протестантской конфессии насчитывалось и в г. Верхнеудинске за Байкалом: в 1902 году 60 человек мужчин и 30 женщин («лютеранской веры»); в 1912 -70, в 1916 году – 86 «лютеранинов».1 В середине 1920-х годов у лидера евангельских христиан И.С.Проханова зародилась идея организовать в Сибири «религиозный город», он же Евангельск, он же город Солнца. Поданное Президиумом Всесоюзного совета евангелических христиан ходатайство в Наркомзем о разрешении проведения изыскательской экспедиции на Алтае было поддержано, и в августе 1927 года Проханов отправился в Сибирь. По пути следования он посетил Пермь, Тюмень, Свердловск, Омск, где его встречали восторженные толпы приверженцев. 1 сентября 1927 г. экспедиция И.С.Проханова и инженера Шоп-Мишича прибыла в Новониколаевск (Новосибирск). Оттуда путь лежал на Бийск, Улалу и Кош-Агач, где при слиянии рек Бия и Катуни было выбрано место для постройки «города – сада» всех российских протестантов-евангелистов. 11 сентября место будущей христианской коммуны было отмечено символической посадкой саженцев дубов. Как писал сам Проханов, «я еще остаюсь при своем мнении, что Сибирь с ее неограниченными природными ресурсами может быть страной, в которой евангельские христиане создадут новые формы лучшей жизни для русского народа и сделают эти просторные земли лучшими местами на нашем континенте». Идея евангелистов создать в Сибири удивительный город Солнца достигла Кремля и лично И.В.Сталина. Ее признали не своевременной, и Политбюро ЦК ВКП(б) предложило Наркомзему: «Ликвидировать дело с организацией Всесоюзным советом евангельских христиан города Евангельска в Сибири, сообщив об этом решении соответствующим исполкомам». Некоторое представление об особенности жизни будущих обитателей столицы евангелистов-христиан России дают сведения о деятельности подобных религиозных общин в Сибири. На самое видное место было поставлено миссионерское служение, и даже назначен штатный миссионер Александр Персианов с окладом 400 рублей в год: он, приняв должность от Всероссийского союза, тут же выехал в Сибирь и начал успешное служение. «От города к городу, от поселка к поселку, от деревни к деревне, от человека к человеку» - таков был миссионерский лозунг Союза. Всем миссионерам рекомендовалось иметь при себе хорошую географическую карту местности. В регионах проповедники Слова Христова использовали метод концентрических окружностей. В каждом губернском городе на базе городских церквей образовывался основной миссионерский центр, который поддерживал не менее 10 миссионеров. Путь их начинался с губернского города в районные центры и постепенно охватывал ближайшие села, деревни и хутора. Миссионерские центры и евангельские общины жили за счет собственного труда в создаваемых сельхозартелях, промышленных товариществах, кооперативно-кредитных обществ. С этой целью в 1921 году при Наркомате земледелия была создана специальная комиссия по передаче свободных земель и бывших помещичьих угодий старообрядцам и евангельским христианам, им предоставлялась новейшая техника по обработке земли и переработке урожая. Чувствуя заботу и понимание Советской власти, численность приверженцев евангельских христиан только в Сибири выросла в 6 раз. Подобный организационный рост переживали их единоверцы в Москве, Омске, Курске, Харькове, Тамбове, Гомеле. Ввиду того, что Сибирь исторически была одним из основных мест деятельности свободных церквей в России, здесь ранее всего применили репрессивные меры против «сектантов». Людям внушали, что «иноверцы» являются опасными людьми, не разделяющие коммунистическое мировоззрение и не желают признавать Советскую власть. Мол, под личиной верующих «кроются самые отъявленные контрреволюционеры», кулацкие элементы, немецкие и японские шпионы. Начиная с осени 1920 г. в Сибири в качестве постоянного административного давления на протестантов использовалась ничем не обоснованная перерегистрация общин и выборочные административные репрессии. Например, в Славгороде был конфискован молитвенный дом меннонитов и баптистов, в котором разместили войска, прибывшие для подавления крестьянского восстания. Весною следующего года Омский губчека довел до всех «религиозных сект» распоряжение, что с этого времени все религиозные собрания, съезды и конференции могут производиться только с ведома властей. Для «укрощения сектантов» в 1921 году Славгородский УиК произвел аресты проповедников, «замеченных в разъездах по уезду» и руководителей общин, где были проведены «нелегальные» собрания. В том же году Сибгосиздат по приказу Сиббюро ЦК РКП(б) отказал баптистам в издании их газеты. В 1922 г. евангельским христианам Новониколаевский губисполком отказал в проведении Всесибирского съезда верующих. Тогда же Политуправление ГПУ по Сибири «констатировало сильное развитие евангелизма на территории Сибири», особенно в Новониколаевской (ныне Новосибирской) губернии. Только за июль 1922 года здесь возникло 84 новые «евангелические» общины, обладавшие всеми отличительными признаками «контрреволюционных и заговорщицких организаций». Принимавшиеся «меры по разложению сектантства по Сибири» вылилось к началу 1923 года в грандиозную репрессивную кампанию: были ликвидированы руководящие органы всех крупных свободоверческих конфессий, часть общин разогнано, а другая перешла на нелегальное служение. В Омской, Алтайской и Томской губерниях чекисты «выявили» в сельскохозяйственных кооперативах протестантов очаги «будущей кулацкой контрреволюционной организации. Начиная с 1928 года сектанты в Сибири еще продолжали оставаться наиболее значимой мишенью государственной репрессивной политики. Отдельные отголоски борьбы с «баптистами» продолжались до второй половины XX столетия и были частично прекращены после «хрущевской оттепели».
Литература
|