ЗАМЕТКИ АНГЛИЙСКИХ МИССИОНЕРОВ О ЛАМАИЗМЕ В СИБИРИЮ.С.Гомбоева, краевед (Улан-Удэ)
ЗАМЕТКИ АНГЛИЙСКИХ МИССИОНЕРОВ О ЛАМАИЗМЕ В СИБИРИ
Впечатления миссионеров одной религии о вере людей, исповедующих другую религию, всегда вызывают большой интерес. Для нас особое значение имеет степень познания агентов Лондонского миссионерского общества о ламаизме забайкальских бурят, ибо для того чтобы вести работу среди бурят нужно хорошо знать их буддийские символы веры, очень необходимые в спорах на религиозные темы. И судя по имеющимся в нашем распоряжении заметкам в письмах и отчетах английских пасторов (в обработке Дж. Брауна), иностранные миссионеры довольно неплохо знали катехизис буддизма. И неудивительно, поскольку миссионеры много беседовали на богословские темы с буддийскими священниками, начиная от самого первоиерарха буддийской церкви в России Хамбо Ламы Данзан Гаван Ешижамсуева, до рядовых лам непосредственно в дацанах, поэтому они хорошо знали внутреннюю жизнь буддийской конфессии – главного идеологического соперника христианства. Следует отметить, что Лондонское миссионерское общество, направляя своих сотрудников в Сибирь, почти ничего не знало ни о бурятах, ни о их верованиях и традициях. Например, оно полагало, что ламаизм схож с индуистским брахманизмом, а посему обязало миссионеров хорошо изучить индийскую культуру. Но в Забайкалье миссионеры нашли нечто другое, и внимательно разобрались с данным явлением, считая ламаизм как продукт смешения с шаманизмом. Да, индийский буддизм проник к бурятам через Тибет и Монголию. В лучшем случае новая вера вытесняла традиционный шаманизм, но чаще всего вобрала в себя некоторые элементы местного язычества, отчего и стала именоваться ламаизмом. Как будущие переводчики Библии на монгольский язык, В. Сван, Э. Сталлибрасс и Р. Юилль прежде всего обратили внимание на похожую у ламаистов священную книгу «Ном» (в их варианте это «Ходох тэ цаган Шигуртай»), состоящую «из молитвы богу с этим именем», в которой описывается в роли «мстителя, хранителя и защитника с 1000 рук, 1000 голов, 100 000 ног, глаз и так далее». Но молитва обращена к нему как существу «в единственном числе». Две трети священной книги ламаистов «наполнена именами и титулами богов, которые многократно повторяются». Существуют особые прошения: «От страха царя, из-за страха грабителей, огня, воды, потери, меча, врагов, голода, грома, быстрой смерти, землетрясений, ударов грома (буквально «звездные стрелы»), суд царя, Тенгри, Лу (дракон или небесный дух), диких животных, и храните меня и всех людей в безопасности». Эта книга учит, что если соблюдать все божественные правила Будды, можно прожить 100 лет, обеспечить процветание семьи, иметь большое стадо скота как главное богатство степного кочевника. Миссионеры неоднократно отмечали, что у всех верующих – ламаистов они видели «осознание вины, ожидание бессмертия, боязнь войти в неизвестную вечность», что ограничивало человека в рамках определенного поклонения. Дарование богами долголетия и семейного счастья верующие буряты видели только через жертвенные приношения, в том числе «кровавыми» животными, что было «у язычников прошлых дней». По мнению Вильяма Свана – цель ламаистов – быть спасенным в своих грехах. «Вся система построена на корысти», при которой молитвы или богатая жертва – есть способ «освобождения от вины». Более того, кто особенно щедр, получает возможность, не меняя привычного образа жизни, войти в рай. Скупой же обречен на вечные страдания, как в земной жизни, так и в аду, даже если он ни в чем не провинился перед Богом. Согласно ламским священным книгам, ад делится на 16 отдельных мест, или состояний мучения огнем «разным способом», а в других 8 наказуемые страдают от холода и могут быть заморожены в вечность. Чтобы избежать наказания в аду, ламские священники за богатые жертвы в свою пользу проводят для желающих искупительный обряд «зайаган» за право быть заново рожденным после смерти, что очень похоже на шаманские ритуальные церемонии. «Далай-лама из Тибета, первосвященник считается перерожденным от Бога. Поэтому он священный человек. Он – божество, а каждый подчиненный лама или священник, разделяет его божественность. Он тоже священный – к нему должны относиться как к Богу. Об этом много учат каждого новообращенного»: если бурят будет плохо изучать буддизм или даже станет непочтительным к ламе, «ему угрожает месть от Скигемони (Шигемуни, - Автор)». «Скигемони, другое имя Будды из Цейлона, Годама (Гуатама, - Автор) из Бурмезского (?), Фо из китайского языка». «Ламы, у которых есть звание, всегда носят его (изображение, - Автор) на груди, в маленькой книжке, или сборнике маленьких книжек, аккуратно завернутый в кусок материи из китайского хлопка или шёлка, которыми они благословляют людей, легонько дотрагиваясь до головы пришедшего к нему человека, с целью прострации, как выражения большого почтения и поклонения».1 «Страх, который появляется у бурят при вдохновении как иллюзия о мести богов, не рождается от веры, что может быть осквернено моральным разложением, а также злым характером этих людей. Поэтому не по причине желания освободиться от грехов, а из-за расплаты, отдают должное ламам, чтобы они успокоились. Шаманы говорят, что хороший человек не больше, чем объект благости для Тенгри, в отличие от плохого человека, и у обоих есть равные основания бояться влияния их власти. Шаманское учение остается без изменений. Гениальным в ламской системе считается вдохновить людей, чтобы они почитали священников всевозможными необычными способами, как класс людей, к которым благоволят боги. С помощью молитв и приношений они могут направить богов сделать то, что хотят они, ламы». Дж. Браун со слов В. Свана дает краткое описание храмовых построек буддистов. Как правило, все они расположены на горных возвышенностях и называются «Обос» или «Обогас», «и состоят из ветвей деревьев, помещенных в круг и соединяющихся вверху, на южной стороне есть отверстие. Внутри имеются некоторые объекты поклонения. В високосный день каждого года, обычно в середине лета, все люди в округе посещают это коническое здание, а самые ревностные из них приносят из леса большие ветви деревьев, в результате чего широта строения становиться все больше с каждым годом». Данное описание дает понимание того, что в первой половине XIX века связь ламаизма и шаманизма была очень крепкой, так как культовые шалаши подобного типа через столетия сохранились исключительно среди шаманов Прихубсугулья, а во времена английских миссионеров все ещё были распространены в дальних уголках Забайкалья. Термин «обо» сохранился до сих пор, но сейчас так называют ритуальные кучи камней – жертвенников, и только близ Селенгинска мы видели их в конструктивном единстве с ветвями деревьев. «Храмы лам называют «Буганы» (вероятно, это есть «дуган», - Автор), с более твердой структурой, представляют собой маленькие сооружения, 6 или 7 квадратных футов, с дверью на южной стороне, но без окон. Внутри он украшен изображениями богов - на священных столах расположены чаши для приношений, а на полу и на лавочках расположено множество маленьких фигурок в форме пирамид, сделанных из глины, теста и другого». Пирамидки – это, по современным аналогиям, так называемые «цаца» - изображения буддийских божеств из глины и пепла сожженного умершего ламы: таковые замещают тело покойного и помещаются в своеобразные именные памятники – некрополи «субурганы». Сара Сталлибрасс сразу же по прибытии в Забайкалье на пасторское служение с мужем, посетила одно из богослужений на обо и оставила о нём такое первое впечатление: «Праздник прошел сегодня на одном из определенных холмов. Не имея представления об этих ежегодных развлечениях, у меня было желание поехать, в чем меня поддержал господин Сталлибрасс. Компаньоны, которые ехали на лошадях, указали нам дорогу. Эти женщины были хорошо одеты, а их лошади были украшены. На близком расстоянии их можно было отличить от мужчин (они были верхом на лошадях и носили такие же широкие шляпы, как и мужчины) только благодаря тому, что они носили бусинки на голове, многие из них свисали длинными рядами «тайра» до локтей с каждой стороны. Седла и лошади [украшены] металлом и маленькими ракушками на изысканный вкус, а когда несколько их вместе, то бывает сильный шум как множество маленьких колокольчиков. От этой веселой сцены мои мысли устремились к тому дню, когда на колокольчиках лошадей будет Святость Божья. В компании веселых путешественников мы добрались до места, приготовленного для праздника. На горе с видом на округу было сооружение из деревьев, которые буряты называли «Обога» или «Обо», а вокруг большого круга ламы сидят на ковриках, оставив место для приношений богам, которые состоят из мяса, зерна и другого. Главный лама, одетый в дорогой наряд, сидящий первым в этом круге, начал служение, давая указания маленьким скипетром, и разными движениями пальцев. Это совершали другие ламы, стоящие в центре, которые быстрыми движениями пальцев бросали приношения, а всё окружение, примерно 50 лам, читали молитву на тибетском языке-совсем непонятную для обычных людей, сами ламы не совсем это понимали. Вокруг этой группы сидели все люди; мужчины – справа, женщины – слева. Никто не занял своего места, не оказавшись в круге, чтобы получить благословение от главного ламы. До окончания служения в этом окружении передавали воду, которая считалась святой, по кругу; каждый получал немного себе в руку пил её. Во время последней части церемонии в небо стреляли стрелами из лука, ружья, и это заключалось желание, чтобы их враги были далеко от них. Сейчас все сели на лошадей и поехали в противоположную часть просторной низменности. Они слезли с лошадей, сели рядом на траве и приступили к трапезе, состоящей из варёной баранины и араки как главных компонентов. В завершении праздника прошли скачки и борьба. Мы ушли, надеясь, что сможем дать им больше источника радости, и будем вдвойне старательней». Далее помещена дополнительная информация о празднике ламаистов, но уже по впечатлениям Вильяма Свана: «По таким собраниям всегда было изобилие не токсичного ликера. Каждый гость , который мог позволить себе принести его, на седло клал два или три деревянных кувшина, наполненных араки, жгучий спирт, выработанный из молока. Во время этого праздника мужчин бурят собирается очень много ˂…˃. Жилье только для посетителей. Очень мало небольших жилых сооружений или палаток – они так переполнены, когда собираются ламы, что в одном жилье размещается на ночлег десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Для женщин также нет исключения, во всех их жилых помещениях, которые я посетил, кроме одного из них. Обычно считалось, что ни одна женщина не страдала от того, что осталась на ночлег, но это правило нарушается, если кому-то становится не комфортно – о чём у меня есть яркое свидетельство. Такие праздники привлекают даже самые униженных… Продолжение заметок английских миссионеров о ламаистской вере и её обрядах среди забайкальских бурят даются в последующем докладе.
1 Автор (Дж.Браун) путает два понятия: «книжечка», носимая на груди, это ладанка с тибетскими молитвами; а «книга, завернутая в шелке» - это больше тексты молитв из собранных воедино листов, но свободно вынимаемых при прочтении. |