Example Frame
Главная | Общество | Крушение Римской Империи

Крушение Римской Империи

Почему мы советуем нашему читателю обратить внимание на книгу Майкла Гранта

("Терра", М.,1998 г.)? Мы полагаем, что она не просто обогатит ваши познания по истории Рима, но поможет лучше понять, как действует Бог в человеческой истории. Более того, Сам Творец призывает нас размышлять над предопределенной историей народов, описанной в Его Слове.

Книга М. Гранта раскрывает, что именно так летально повлияло на жизнь римской империи и связанных с нею народов. Исследуя историю Рима, мы видим, как Бог проводит Свою волю в отношении империй вообще, видим действие Его непреложных законов. Наконец, нам небесполезно сравнить описываемое государство с нашей страной, с нашими реалиями. Иные эпохи удивительно схожи, хотя и разделены бездной времени. 
* * *

... Пятый век нашей эры. Западная Римская империя. Государство отбивается от нашествий варваров. На постоянное проведение военных операций государству нужны немалые деньги. Правительство, как и положено в таких случаях, идет на все, чтобы изыскать средства в бюджет: обильно чеканит медную монету, изобретает налоги...

Налоги непомерные, разносторонние, многочисленные. Облагается все, что можно. Чиновникам строго настрого внушается, чтобы они немилосердно выколачивали подати. Представителей налоговой службы даже самих поколачивают палками в присутственных местах, если те не наберут установленную норму. Но налоги не собираются, и это означает, что государству приходит конец.

Общество разделено на несколько классов, заметнейшим из которых являются олигархи. Эта публика, как и в наши дни, никому не подчиняется и делает, что хочет. Увиливает от налогов, благо имеет десятки способов уклоняться от них. Например, уводит капиталы в другие провинции. Самые сильные, и потому самые агрессивные, дерзко изгоняют сборщиков податей. Более того, помогают и своему персоналу укрываться от уплаты государству. По этой причине налоговый пресс давит сильнее на остальных членов общества. Особенно страдает средний класс. Его положение поистине трагично. Люди разоряются и, бросая все, эмигрируют за границу. Заметим, что это все специалисты в своем ремесле. Остаются бедняки. Но что возьмешь с голытьбы? Сколько их ни наказывай, платить они не могут.

Собранных денег ни на что не хватает, и потому усугубляется кризис в армии. Нет средств на поддержание границ, снабжение скверное, выплаты задерживают по полгода. Армия никому не нужна, оставлена на произвол местных чиновников. Время от времени ей даже приходится самой выбивать налоги из населения - на собственные нужды. И все правительства вроде бы ей содействуют, стараются, входят в ее положение... Хуже всего то, что меняется отношение населения: армия уже не воспринимается как источник побед и славы... армия рассматривается как непосильная и постылая обуза для общества. Прежнее восторженное отношение кажется старомодным и неуместным, былые великие победы никто не ценит... Неудивительно, что и сама армия становится другой, и падает ее моральный дух. Куда подевалась былая доблесть римской армии, спросите вы? Где эти славные когорты и легионы? Их больше нет. Армейское имущество разворовано и пропито. Вот обычная картина эпохи крушения империи: оборванные солдаты вьются вокруг винных лавок.

Управление государством из рук вон плохо. Несмотря на то, что указы императоров следуют один за другим, никто не торопится их выполнять. Чиновники знают, что вслед за одним указом может последовать прямо противоположный [Это как в нынешнее время служивый люд шутливо называет войска ПВО - погоди выполнять, отменят]. Отметим также, что с каждым новым императором этих самых чиновников плодится невероятное количество. Но толку, разумеется, от этого никакого. Время от времени их сокращают, но они как-то умудряются быстро расплодиться вновь. Вот что пишет автор книги о чиновниках Римской империи "[...] наиболее компетентные люди обратились в христианство, оставив службу государству менее одаренным, менее надежным и, сверх того, менее добросовестным [...] Западная империя была слишком бедна, чтобы платить чиновникам достойную зарплату - а потому они были готовы хватать все, что могли. Даже отставные чиновники стремились к наживе" (с.91).

Автор отмечает непростые отношения между властью и обществом. Правительство было ответственным за все, что происходит в империи, гражданское же общество устранилось от содействия державе. Никто не хотел сделать что-либо доброе для страны, пожертвовать, взять на себя инициативу... И хотя чиновников рассматривали как недобрых агентов центральных властей, а саму власть привычно бранили, тем не менее, все продолжали надеяться на правительство. В столице знают, что делать. Знают, как исправить положение.

Власть же использовала прежние привычные методы, надеясь, что все как-нибудь само собой образуется. Но эти методы уже не срабатывали. Например, была предпринята попытка реанимировать национальную идею. Знаете, какое слово пользовалось наибольшей популярностью у римских пропагандистов того времени? Слава, славный, славнейший. "Слава предков, слава великих римских побед, слава великой римской культуры". Официальные пииты кинулись воспевать идеалы седой старины, разом заговорили о патриотизме. Но все почему-то уже звучало искусственно и неубедительно... Для коренной же перемены не хватило ни политической воли, ни сил, не желания переосмыслить себя. Да и не было понимания, что надо менять все.

Остро стоял в империи национальный вопрос, особенно между римлянами и германцами. Получив разрешение селиться на землях Рима и обитая несколько столетий бок о бок с коренными гражданами, германские племена не смогли интегрироваться в римское общество. Римляне презирали германцев, считая их грязными варварами с дурными наклонностями, а германцы копили обиды на спесивых римлян. Ко времени падения империи эти народы, так и не став единой нацией, представляли собой два враждебных лагеря. Имперская спесь титульной нации помешала по-настоящему объединиться с народами, населяющими державу.

Кстати, не надо полагать, что все германские племена были языческими. Многие из них давно находились в лоне христианской Церкви, хотя большинство и подпало под влияние арианства.

Непростые отношения складывались у Западной Римской империи с ее естественным союзником - Восточной Римской империей, на которые разделился прежний единый и неделимый Рим. Восточная часть империи все более отдалялась от Западной, проводя собственную политику, и не всегда дружественную по отношению к братской стране. А сколько было напечатано деклараций! Мы - одна семья, один великий и славный народ! У нас общие геополитические интересы. А на практике никакого взаимодействия и никакой помощи. Более того, обе части по мере сил вредят друг другу, сладострастно посматривая, когда на соседа нападают варвары.

Два слова о христианах. Христиане относились к империи противоречиво. Одни говорили, что Рим должен обязательно пасть за его языческое прошлое, и справедливо наказывается Богом за нынешние свои грехи. Другие были просто пассивны по отношению к государству, считая, что государственные проблемы их не касаются. Третьи предпринимали вялые попытки что-то делать, поступали на службу, но было уже поздно, все неотвратимо приближалось к развязке. Заканчивалось время, отпущенное Риму... 
* * *

Последние годы народ жил напряженным ожиданием конца империи. Все понимали, что подобное состояние долго продолжаться не может. Язычники ворчали: держава разваливается, а все потому, что оставили старых богов, забыли религию отцов и дедов. Отсюда и наказание... Некоторые уже были согласны на любой режим, лишь бы были порядок, стабильность и определенность. Пусть хоть кто правит...

Наконец, пришли германцы, низложили последнего императора, по странной случайности носившего то же имя, что и первый... и Рим тихо прекратил свое существование. И ничего не произошло! История устремилась дальше.

Историки до сих пор не пришли к единодушному мнению относительно возможности сохранения империи. Иные полагают, что смещения последнего императора можно было бы легко избежать... Возможно, это и так, только на то, как мы знаем, не было воли Божией. Дело ведь вовсе не в нападениях и налетах варваров. Они и раньше нападали. Само государство прогнило изнутри и медленно распадалось, как распадается изгнившая изба. Скажем иначе, закономерность падения Рима была предопределена: все противоречия соединились вместе, и колосс, простоявший века, рухнул. 
* * *

Спустя тысячу лет и совсем в других климатических условиях, люди, создавая империю, вспомнили о Риме и стали рассуждать так: вот, дескать, первый Рим пал, а за ним и второй (Константинополь) пал, а третьему Риму (Москве) стоять вечно. Они так говорили, потому что полагали, что их держава - самое правильное христианское государство, и Бог будет вечно ему содействовать. Но ведь и первый Рим, напомним, имел общину апостола Петра, и во втором Риме были сплошь христиане, а все равно подверглись наказанию от Господа. За что? За то, что не жили по Слову Божиему, полагаем мы. Но давайте спросим себя, а как мы следовали Слову Божиему всю нашу историю и как следуем ему сейчас? Можем ли мы надеяться на то, что избежим участи первого и второго Рима, если будем лишь самовлюбленно повторять заклинание о третьем Риме, подражая Риму первому, - то есть Риму языческому, а не христианскому. Риму, который, даже приняв христианство, так и не смог освободиться от пропитавшего его духа язычества, а в своей имперской политике держался принципа "разделяй и властвуй".


Евгений Каширский

 

 http://www.zabkrai.info/2009-07-23-03-09-24/439-2012-02-27-04-38-42.html

ИНФОРМАЦИЯ

Мы в соцсетях



МРО "Евангельская Христианская Церковь г. Улан-Удэ"

Продвигайте также свою страницу








Анализ интернет сайта

Контактная информация

670013, г.Улан-Удэ, Респ. Бурятия.
ул.Ключевская, 4Д


тел. +7 (3012) 41-65-04, 41-65-06

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна.
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы    Христианская газета'Колокол'                    Портал Credo. Непредвзято о религии