Example Frame
Главная | В мире | Так о чем "Жизнь Пи"?

Так о чем "Жизнь Пи"?

Христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко
 
 

Автор: Андрей Рябенко

 

 

 

Не так давно в прокате прошел фильм под названием "Жизнь Пи", который является экранизацией одноименного романа канадского писателя Янна Мартела.

В среде христиан он вызвал довольно неоднозначную реакцию. Главное обвинение заключается в том, что фильм якобы пропагандирует идеи глобального экуменизма, когда размываются границы и разрушаются основополагающие принципы христианской веры.

Я приступил к просмотру фильма уже подготовленным, заведомо зная, какие обвинения против него выдвигаются. Затем я решил прочитать еще и книгу, где более подробно формулируются мысли, так что в своих размышлениях буду учитывать как фильм, так и книгу. Не буду утомлять читателей пересказом сюжета, тот кто видел фильм или читал книгусюжет и так знает, а кто не видел и не читал,тот сможет с ним ознакомиться с помощью Интернет-релизов. Но, как говорится: лучше один раз увидеть/прочитать, чем сто раз услышать. Рекомендую!

Что я могу сказать? Идея о том, что все религии ведут к одному Богу и что можно (хотя это неозначает, что нужно) исповедовать все религии одновременно, как это делает главный герой, действительно весьма неоднозначна. Но мне не показалось, что эта идея является в произведении ключевой. Лично мне увиделись другие акценты.


Для меня «Жизнь Пи» - это, прежде всего, произведение о Богоискании, вере и сомнениях, об одиночестве. Почему у нас часто боятся художественных произведений о «неортодоксальном»Богоискании, мне понять трудно. Богоискание – процесс трудный и тернистый и не всегда он протекает так, как нам бы того хотелось. Человек, скудным своим умом и заплесневевшим сердцем, пытается «нащупать» откровение Бога. Я сейчас говорю о всяком человеке.


Как вы думаете, легко человеку индийской культуры прийти к пониманию Боговоплощения и спасения через заместительную жертву? Мягко говоря, это сродни тому, как получить информацию с другой планеты. Даже для западного человека сегодня это становится непонятным, что уж говорить о человеке востока.
Смотрите какими вопросами задается главный герой, Писин Молитор Патель: «Что-что? Люди грешат, а Сын Божий за них за всех расплачивается? Представляю, как папа говорит: «Писин, сегодня лев забрался в загон к ламам и двух задрал. А другой разорвал вчера черную антилопу. На прошлой неделе два льва сожрали верблюда, А за неделю до того досталось пестрым журавлям и серым цаплям. Ну а кто слопал бразильского агути – попробуй угадай? В общем, дело дрянь. Надо что-то решать. Вот я и решил – скормлю-ка львам тебя, только тем они и искупят свои грехи». «Да, папа, пожалуй, так оно верней и справедливей. (...) Да уж, странная история. Странная и непонятная» 
Ян Мартелл "Жизнь Пи"

А чуть позже идут рассуждение в духе христианских апологетических проповедей, в которых раскрывается эксклюзивность христианства: «Даже не представляю, как Господь Кришна смог бы позволить, чтобы с него сорвали одежды, высекли, насмеялись, протащили по улицам и в довершение распяли, и все это – руками простых смертных. Никогда не слыхал, чтобы хоть один индуистский бог умер. Брахман Явленный не может умереть. Демоны и чудовища, как и люди, умирали тысячами и тысячами – оно и понятно. Да и материя распадалась в прах. Но богам смерть нипочем… Нет, неправильно это. Мировая душа не может умереть, да и никакая ее часть не может. Неправильно поступил этот самый христианский Бог, когда отдал Свою аватару на смерть. Это все равно что умертвить половину Себя. Ведь если Сын принял смерть, то настоящую. Если Бог на кресте притворяется, что страдает за всех людей, выходит, он и Страсти Христовы превращает в Комедию. Смерть Сына должна быть настоящей. И отец Мартин сказал – так оно и было. Но если Бог умер, значит, навсегда, хоть он и воскрес. И привкус смерти смерти должен остаться на устах Сына на веки вечные. Печать смерти должна лежать и на Троице, и на деснице Бога-Отца. Ужас, да и только. И зачем Богу все это было нужно – на Свою-то голову? Почему бы не оставить смерть смертным? Зачем марать то, что красиво, и портить то, что совершенно? От любви. Вот что ответил отец Мартин». 
"Жизнь Пи"

Вопросы Писин Молитор Патель задает правильные и претензии к Богу вполне основательные. Чем незацепка для разговора с теми, кому мы благовествуем?

Но ведь не отверг Пи Христа, причем Христа именно как Сына Божьего, а не как пророка или учителя:«Я никак не мог выбросить Его из головы. И сейчас не могу. Целых три дня я только про Него и думал. Чем меньше Он мне нравился, тем глубже западал в душу. И чем больше я узнавал о Нем, тем меньше хотел с Ним расставаться. Я зашел в церковь – на этот раз без всякой опаски: теперь это и мой дом. И помолился Христу – живому». 
"Жизнь Пи" 


Все бы хорошо, но довольно гротескно звучат последующие слова: «…Потом опрометью сбежал с холма, того, что слева, и так же быстро взбежал на другой холм, тот, что справа, – и возблагодарил Господа Кришну за то, что он свел меня с Иисусом Назореем, самым человечным из богов». 
"Жизнь Пи" 

 

Человек оказался на полпути к христианству, а это уже дорогого стоит. Да, судя по дальнейшему сюжету, христианином он так и не стал, и уже в качестве рассказчика, по истечении многих лет, продолжает называть себя индуистом.

Тем не менее, книга дает отличную пищу для размышлений для ищущих людей, а для христиан – хорошим поводом завязать дискуссию. Даже если отталкиваться от банальных описаний героем основных религий, то христианство оказывается в наиболее выигрышном положении, так как действительно предлагает нечто беспрецедентное и эксклюзивное. По поводу индуизма ничего говорить не буду, эта религия специфическая, да и родная для героя, но, например, кажется странным, что же герой находит в исламе после понимания роли и миссии Христа?

Но это мы берем только одну сторону книги. Ну ладно, не нравится нам экуменизм и мы видим в книге некоторую опасность. Но это не единственная тема книги. Вторая тема, по моему мнению, – это проблематика веры и сомнений.

Для начала приведу интересную цитату: «Скажу честно. Не атеисты противны мне, а агностики. Сомнения – штука полезная, помогают, хоть и не всегда. Нам всем бы пройти через Гефсиманский сад. Раз уж Христос сомневался, нам пристало и подавно. Раз уж Христос провел последнюю ночь в тревогах и молитве, раз вопиял с креста: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» – то и мы вправе сомневаться. Но идти вперед необходимо. А исповедовать сомнения как философию жизни – все равно что мечтать о движении, стоя на месте». 
"Жизнь Пи"

Вот герой и пытается не стоять на месте, но движется. Кто внимательно смотрел фильм или читал книгу, то увидел, что сквозная история спасения после кораблекрушения, когда он очутился в спасательной шлюпке в компании с бенгальским тигром и прочими зверями – не единственная. История с тигром выглядит настолько невероятно, что представители комиссии Министерства транспорта Японии буквально требуют от героя рассказать другую историю, более «правдоподобную».

И тогда из уст Пи звучит другой, более жуткий рассказ, где нет животных, а есть только люди. Читатель или зритель сам невольно начинает сомневаться какая история правильная. Может действительно герой всё это выдумал со зверями, может рассудок его был омрачен и все это ему привиделось? Может мы имеем дело с банальным самовнушением? Никаких доказательств нет, остается только верить. Оказывается, легче верить во что-то более-менее предсказуемое, понятное. Жуткая история с убийствами и каннибализмом кажется более адекватной, чем история взаимоотношений человека и тигра. Но самое интересное, что обе истории друг на друга очень похожи, будто люди просто были заменены на зверей или наоборот. Рациональное мышление тут спорит с религиозным.

Тем не менее, когда Пи спрашивает слушателей: какая им история больше нравится, то все отвечают, что первая. Но одно дело отдавать предпочтение, а другое дело - верить как во что-то подлинно существующее. Но вот по какому критерию главный герой предлагает верить: потому что в одной из историй был Бог.

Это произведение и об одиночестве. И вот какой мне видится парадокс: Бог присутствует в той истории, где звери, а не в той, где люди. Пи множество раз подчеркивает, что если бы не тигр, то он бы не выжил. Тигр давал ему импульс к жизни, а также помогал спасаться от одиночества.

Борьба с тигром – это, по большому счету, борьба с самим собой и собственными страстями. Усмирить тигра – это победить свое плотское я. Но самой большой трагедией для героя стал тот факт, что в финале путешествия, Ричард Паркер (да, забыл сказать, у тигра было человеческое имя, очень символично) так с ним и не попрощался, и даже не обернулся. Это говорит о том, что никакое животное никогда не заменит человека. Оказалось, что любовь была невзаимной. И тигр точно не рассыпался в благодарностях за такую чудесную компанию и за помощь со стороны человека. Все-таки «Человеку нужен человек», как выразился один из героев Андрея Тарковского. А я добавлю «Человеку нужен Бог».

Мы с укоризной смотрим на этого недохристианина-полуиндуиста, а у меня возникает вопрос: а смогу ли я, христианин, продемонстрировать в подобной ситуации такую же веру?

Именно поэтому «Жизнь Пи» - это вызов каждому христианину в самых разных смыслах. Невольно передо мной возник ряд вопросов:

Будет ли моя вера более убедительной, чем вера иноверцев? Будет ли моя жизнь красноречиводемонстрировать мою веру? Будет ли моя проповедь гармоничным продолжением моей жизни? Смогу ли я использовать это произведение (и любое подобное ему) как повод, зацепку для того, чтобы попробовать показать, что есть Христос? Или, может, вместо этого я буду сокрушаться, что передо мной очередное экуменическое произведение, которое несет исключительно вред?

Здесь тоже может оказаться две истории

 

 


Источник:  словодлятебя.рф

ИНФОРМАЦИЯ

Мы в соцсетях



МРО "Евангельская Христианская Церковь г. Улан-Удэ"

Продвигайте также свою страницу








Анализ интернет сайта

Контактная информация

670013, г.Улан-Удэ, Респ. Бурятия.
ул.Ключевская, 4Д


тел. +7 (3012) 41-65-04, 41-65-06

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна.
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы    Христианская газета'Колокол'                    Портал Credo. Непредвзято о религии