У ИСТОКОВ ПОЗНАНИЯ «ДАУРСКОЙ ЗЕМЛИ»
Данная статья взята из журнала "Баргуджин-Токум" если вы хотите приобрести весь журнал пишите на
burtokum@mail.ru
burtokum@yandex.ru
или звоните по телефону: +79246599801, +79247589008, +79025637951 ((городской (3012)637951)) цена за номер 150 руб. без пересылки
Алексей Тиваненко,
кандидат исторических наук
В начале 1620-х годов в Москве объявились необычные гости – почти одновременно два восточных посольства: джунгаров Хара-Хулы и западных монголов Алтын-Хана. Необычность дипломатической ситуации была в том, что прибывшие представляли два враждующих лагеря, готовившихся к войне друг против друга. И каждый надеялся заполучить помощь Российского государства на условиях политического подчинения «белому царю».
Тем и другим в военной помощи было отказано, но джунгаров и монголов все же приняли в подданство, заверив, что их земли отныне будут оберегаться силой русского оружия. Однако азиатские недруги, как бы уже россияне, общего языка между собою не нашли, и между двумя феодальными ханствами все же разразилась затяжная война, закончившаяся лишь со смертью Хара-Хулы в 1634 году.
Между тем Алтын-Хан не забывал о принятом подданстве и во время неоднократных посольств письмами к царю Михаилу Федоровичу напоминал об обещании Москвы присылать ему за «верную службу» государственных подарков, которые он получал, кстати, ежегодно и в немалом количестве как жалование.
В начале февраля 1637 года Алтын-Хан вновь напомнил русским о «подарках», но одновременно стал просить военную помощь против соседствующих «киргизских орд», грабивших его улусы. За это хан выступил с инициативой отправить своих послов, если на то будет царская воля, в соседние земли и тем самым помочь русским обозреть тамошние города и людей на предмет собирания с них в будущем ясака. Среди знакомых уже русских китайской и тангутской стран впервые была упомянута неведомая до сих пор «Арганская земля»1
Русские власти предложение Алтын-Хана взяли на заметку, а царь Михаил Федорович поручил собрать о новых восточных странах более подробные сведения с целью организации туда военно-дипломатических и торговых миссий. И когда 27 октября 1637 года Посольский приказ принимал очередных посланцев Алтын-Хана, им было задан и такой вопрос: «Которые орды и земли за алтыновою землёю еще есть и хто которою землёю и ордою владеет и с Алтын-царем в миру ли?» На это последовал ответ: за Монголией есть государства «Китайское, Тангуцкое и Норогачинское». За исключением Китая, в них правят князцы и тайши, «а как их зовут, того они не упомнят». Алтын-Хан с «норогачинским» правителем недруги.2 Впрочем, монголы последнюю землю называли по-разному, из чего явствовало, что они не знали о ней практически ничего: Нороганчинская, Норонгынская, Аргуцкая, Аргунская, Даурская. Но это не повлияло на стойкий интерес России к ещё более восточным странам, куда ещё не ступала нога казаков-землепроходцев. Поэтому, подписывая очередную жалованную грамоту о закреплении Алтын-Хана в подданстве, Михаил Федорович поручил ему отправить обещанную монгольскую экспедицию в «Китайскую, Тангуцкую и Аргуцкую» страны и способствовать переходу их народов под «высокую руку», то есть в Российское подданство» 3
Такая явная дружба с русскими, считавшими все восточные земли своими «заочными вотчинами», их бесцеремонность в достижении цели (по крайней мере в самом начале XVII столетия), вызывали недовольство даже среди ближайшего окружения Алтын-Хана, которым также перепадало от царских щедрот. Это недовольство усилилось, вероятно, тем обстоятельством, что при каждом ответном русском посольстве казаки все меньше соблюдали дипломатический этикет уважения к ханскому достоинству монгольского правителя. Табунаны Алтын-Хана открыто дерзили в ответ русским: а чем ваш царь больше нашего правителя? Казаки пытались было напомнить об обязанностях данников, но однажды послов попросту прогнали и с государевой грамотой, и с подарками, и даже пригрозили отрубить головы за неуважение к своему правителю. В другой раз у русских отобрали пропитание, и, оставив без пищи и одних среди голой монгольской степи, откочевали в неизвестном направлении. Правда, на четвертый день вернулся посланец Алтын-Хана и повел казаков «в царево займище» (в ставку).
Алтын-Хан встретил царских послов очень неприветливо, и всякие доводы русских обрывал грубыми репликами. Мол, здесь я хозяин. Дошло до ранее данного обещания Алтын-Хана направить послов в восточные страны на предмет выяснения, где эти земли находятся, кто ими владеет, каковы имена начальных людей, какая у них вера, что в тех землях растет, чем занимаются жители, чем и с кем торгуют, из каких стран приезжают купцы, по каким дорогам ездят – водным или сухопутным, насколько многолюдно там, как и с кем воюют… Однако Алтын-Хан на эти вопросы категорически отказался отвечать, отговариваясь незнанием: «Про Китайское государство и про Тангуцкую землю я знаю и государю вашему отпишу, а про Аргунскую землю не знаю, да и не слыхал».4
Справедливости ради надо отметить, что Алтын-Хан действительно кратко описал Михаилу Федоровичу сведения о Китае и о тангутах (Тибет), и в 1638-1639 годах оказал содействие поездки туда посольского сына боярского В.Старкова, сумевшего наладить хорошие дипломатические и торговые связи, а заодно показавшего, что овладеть этими далеким и крепкими восточными странами России еще не под силу.5 Однако вопрос об «Аргунской земле» все еще оставался открытым, и его пытались решить любыми способами, хотя, как не курьёзно, по этой стране уже ходили российские казаки, сами того не ведая. Правда, кое-кто начал смутно догадываться, что «Аргунская земля» это и есть «Даурская», поскольку по ней действительно протекает река Аргунь, а «Норгончинская» - китайский хребет Торгачинский (Хинган), где заканчивается «Сибирское царство» и начинается собственно Китай. Такие представления и были зафиксированы во всех редакциях «Сибирских летописей».6
Когда 30 августа 1652 года в Москву прибыли калмыцкие послы, новый царь Алексей Михайлович поручил Посольскому приказу выпытать у них все, что они знают о Даурии (Аргунии). Дьяки поразили посланцев осведомленностью: мол, мы знаем, что «Даурская земля» лежит, по слухам, где-то вблизи рек Амур и Нон. Знаете ли вы что-либо про страны в этой земле, и о их правителях Шемшекане и Алак Батур-хане? Сколь далеки их кочевья? Близко ли от тех земель до Китайского государства, и в какую сторону – «на восток ли, или на запад, или в ночь?» Какие в Даурии города и чем люди торгуют? Сеют ли хлеб? Есть ли в местных горах серебряные руды?...
Посол Еней Кошючи был озадачен такими вопросами, ибо сам не владел информацией. Тем не менее, он ответил, что о Даурии слышал, но ничего утверждать не может, так как сам в ней не бывал, потому что «Адаурская земля от них далеко, ходу от них году з 2», но однажды ходила их княжна Гунжа «по своей вере в ту сторону молитца». И вот, мол, спутники Гунжи по возвращении домой сказывали, что та земля лежит за Китайским государством к востоку, городов много, живут в них исключительно китайские люди, поскольку Даурская сторона принадлежит Китаю. Родится хлеб или нет, посол не знает, а вот про серебряную руду все говорили, что таковая есть. Поскольку она вся из серебряной руды, то копают её и сверху, и снизу; поэтому и имя ей – «Серебрянная». Про Шемшекана – царя и Алака Батур-хана посол ничего не знает, и даже имен таких не слышал. Но если Российский государь пожелает направить в Китай своих купцов с торговыми делами, то их Гунжа попросила заверить, что окажет всякое содействие кормами, подводами и провожатыми туда и обратно до Тобольска.
Царь Алексей Михайлович ответами калмыцких послов был очень доволен, и даже лично принял Енея Кошючи и имел с ним длительную беседу о делах на востоке. Затем, с почетом отправив посланцев до Тобольска и дав для Гунжи щедрые подарки, государь незамедлительно взялся за организацию казачьей экспедиции, а Тобольскому воеводе поручил во время гостевания в калмыцкой стране постараться выведать «накрепко» у тамошних знающих людей все сведения о Даурии. При получении сведений тут же изложить их письменно в Москву на царское имя. В качестве Российского посла в Китай с целью организации «государева торгового промысла» был направлен Федор Байков с товарной казной на 50 тысяч рублей, а его спутников надлежало набрать из местных тобольских казаков.7 Состав посольства был утвержден двумя царскими грамотами от 29 и 31 марта 1653 года.8 28 мая того же года в Тобольск прибыл и сам Байков, где ему неожиданно пришлось задержаться на целый год. Дело в том, что буквально через два дня после прибытия, 30 мая 1653 года, от калмыков прибежали ранее плененные татарские женщины с известием, что Гунжа минувшей зимой умерла. Совершив туда поход, казаки убедились в правоте события, и государевы подарки отдали её пасынку, Аблай-тайше, который заменил мачеху на ханском престоле. Аблай согласился исполнить волю Гунжи и назначил дату выступления в Китай на весну 1654 года. Русское посольство состоялось, но не через Даурию, а южным путем мимо Восточного Туркестана и Тибета. И тогда выяснилось, что даурский государь Шемшекан-царь это не кто иной, а сам китайский император Шицзу (1644-1661), а Алак Батур-хан – один из его титулов от маньчжурского «алиха батуру-хань» («Правящий храбрый и благородный государь»).9
II
Таким образом, заинтриговав Москву Нороганчинской, Норонгинской, Аргуцкой, Аргунской, Адаурской и Даурской землями на крайнем Востоке Сибири монголо-калмыцкие информаторы не смогли исполнить своих обещаний царю сопроводить служилых людей к своим азиатским соседям. А история с Еней Кошючи показывает, что к 1652 году Москва обладала о тех далеких землях более полными сведениями, чем их привозили посланцы Алтын-хана, Гунжи и Аблай-тайши. От кого они были получены?
А дело в том, что почти в то же время, как Алтын-Хан впервые упомянул о своих восточных соседях, по их земле уже ходили отряды российских землепроходцев из Якутского острога, наслышанные о какой-то большой реке Амур. Называется имя атаманов И.Ю. Москвитина и И.Перфильева, дошедших до Алдана и Баунтовского озера в Забайкалье. Среди первых разведчиков русских казаков упоминается промышленный человек Семен Косой, который добрался до Аргуни, но попал в плен к даурским князцам.10 Одновременно в 1640-1641 годах прибайкальский тунгусский князец Можеуль рассказывал приказчику Верхоленского острога Курбату Иванову о реке Шилке: «А с Витимской вершины на Шилку реку кочевьем переходят тунгусы ден в 5 и в 6 на оленях. А серебряная руда на Шилке реке и хлеб есть или нет, того те тунгусы не ведают. А Шилка впала в большое море; а люди на ней живут брацкие скотные».11 И в том же 1641 году Ленские воеводы Петр Головин и Матвей Глебов со слов разведчиков уже определенно сказали о Витиме и Шилке и их окрестностях как о Даурии, граничащей с Китайским государством: «Живет вверх по Витиму даурский князец именем Ботога с товарищами, а ходу до того князя Ботоги от устья Котомары реки водяным путем по Витиму реки месяц, а живет де он, Ботога, на Витиме реке на усть Карги реки, на одном месте улусами, а юрты у того князя Ботоги рубленые, а скота всякого и соболя много, и серебро есть, а то серебро Ботога и камни покупают на Шилке реке у князя Ловкая, а от Ботоги вверх по Витиму реке и Яравны озера по обе стороны Витима реки, даурские конные многие люди, а бой де у них лучной, а язык у них свой, с якутским и тунгусским языком не сходятся».12
На основе поступаемых сибирским воеводам сведений о Даурии ссыльный «немчин» Иван Ермис составил челобитную в Енисейск с проектом похода в Забайкалье, в которой точно указал в дальнейшем хорошо освоенный русскими путь по Ангаре, через Байкал, к реке Баргузин и далее через Икатский хребет на Еравнинские озера, по р.Ципе на р. Витим, а оттуда волоком на реки Нерчу и Шилку к даурскому князю Лавкаю.13 Тогда же выяснилось, то Даурия охватывает большой географический район на востоке. По реке Селенге это была «Селенгинская Даурия», в Восточном Забайкалье и в верховьях Амура просто «Даурия», районы вниз по течению именовались «Дючерской» и «Гиляцкой» землями. Ведь и князец Ботога, живший в верховьях Витима и у Еравнинских озер, именуется … «даурским князцем», хотя был бурятом.
Некоторые историки полагают, что понятие Даурия в 50-60-х годах XVII века охватывало не только оба берега Амура, но также большую территорию к югу, вплоть до Великой Китайской стены. К концу столетия географические рамки термина постепенно сужались, и «Русской Даурией» стали именоваться только левый берег Амура (Аргуни).14 Однако сведения монгольских информаторов вряд ли соответствуют действительности, так как племя дауров (дагуров) жило по всему Восточному Забайкалью, но никак не до пустынной степи и тем более до Китайской стены. Правда, в какой-то степени район Амура был объектом территориальных притязаний Китая, что и выяснилось при подписании Нерчинского пограничного договора 1689 года, отчего правобережье пограничной реки именовалось «Китайской Даурией», и географически этот термин распространялся до Хингана.
Проверка сведений Ивана Ермиса была поручена якутскому воеводе П.П.Головину. Снаряжая казачью экспедицию М.Васильева и А.Аникеева, он в «наказной памяти» акцентировал внимание на то, чтобы они хорошо проведали пути от Байкала на Шилку и в «Китайское государство».15 Затем, основываясь уже на их донесении о «многих сидячих пахотных хлебных людях» князя Лавкая на Шилке, Головин в 1643 году направляет большую экспедицию из служилых и промышленных людей (всего 133 человека) во главе с письменным головою В.Д.Поярковым. Но отряд землепроходцев прошел северным путем на Зею и Амур к Дальнему Востоку.16 Тем не менее, по мнению Пояркова, достаточно 300, человек чтобы обладать землями по Шилке и Амуру, построив там «в Даурской и Дючерской землицах» три сторожевых укрепления с гарнизонами по 50 казаков, а другие 150 оставить для разъездов и «усмирения в случае восстания покоренных». Тем более, что сами дауры просили россиян защитить их от гнета маньчжурских феодалов, которым они никогда не принадлежали17
Завершил проверку маршрута Ивана Ермиса атаман Иван Галкин, основавший в 1648 году Баргузинский острог. Часть своего гарнизона он направил «через Витимские вершины» на Шилку к князю Лавкаю «призывать» его подданных в ясак и заодно проведать о ходящих слухах о наличии в Даурии золотой и серебряной руды.18 Одновременно отряд пятидесятника Костьки Иванова Москвитина (сына И.Ю.Москвитина)из экспедиции атамана Колесникова сумел побывать у главного забайкальского хана (по р.Селенге) Турухай-Табунана и у его тестя – монгольского Цецен-хана Шолоя и узнать от них новые сведения о Даурии: «Да от тех же мунгал они служилые люди про Шилку реку слышали, что св дорога есть, а ехать Она (Онон, - А.Т.) шесть дней с Оне и кочюют мунгальские ж и бр[атские] люди и тын[гусы]. А Она река многолюд[ная] реке ехать в стугу на низ до Ши[лки] ре[ки] шесть ж дней. А Шилка де река велика, через на другой стороне на коне человека не видно. [А кочюют] де по ней вниз тынгусы, а ниж их сидячая орда, а сказывают, что они Лавкаева роду люди, а городов у них и большово человека у них нет, а ясак платят мунгальскому хану Чичину, а хлеб у них и овощи всякие родитца и избы у них по русскому. А Шилка де пошла в студеное море. А на устье Оны кочюют лелеи, а живот у них кони и коровы, и иново ничево нет»19
Интересно, что российские казаки-разведчики, изучая Даурию, старались делать свое дело незамеченным, особенно в местах кочевания князя Лавкая. Например, они ухитрились измерить ширину Амура, избегали посещение многолюдных улусов, но собирали разнообразные сведения о природе края и экономике её жителей. А возвращаясь в Якутск, россияне делали на обратном пути затесы на деревьях, чтобы по этим меткам направить в ставку богатого Лавкая последующие военные экспедиции.
В 1649 году старый верхоленский «опытовщик» и торговый человек Е.П.Хабаров добился разрешения о собственной экспедиции на Амур, куда он и отправился из Илимска. Князь Лавкай, услышав о приближении русских, бежал со своим народом, оставив пустующие юрты и даже укрепленные городища со стенами и рвом. Когда отряд Хабарова обосновался в одном из них, вернулся сам Лавкай с братьями. С большим трудом россиянам удалось убедить дауров, что пришли они не с войной, а на помощь. Даурский князь согласился уступить казакам для размещения гарнизона один из трех своих городков – Албазинский.20
Походы Е.П.Хабарова на Амур послужили толчком к массовому стихийному побегу в Даурию русского населения из сибирских городов. Толчок этому дали двое посланцев Хабарова в Москву. Прибыв в родной Илимск, они наговорили там столько чудесного, что весь восточно-сибирский край пришел в волнение. Все бросились под знамена своего прославившегося земляка на Амур, оставляя на произвол судьбы хозяйство и нажитое имущество. Ещё бы: его посланцы уверяли, что «Амур льется золотом, что там валяются по дороге драгоценные камни, бегают соболи возле юрт, а шелк, серебро и золото ни почем!» Да как было тому не поверить, если посланцы Хабарова, ушедшие туда с ним «в рванье», теперь щеголяли в парчовом и шелковом платье, щедро сыпали деньгами, уверяя, что все это у них там «вещь обыкновенная».
Даурия представлялась россиянам землёй обетованной, одаренной богатой флорой и фауной, гораздо удобной для проживания и в климатическом отношении. Ведь дубы и яблони, к примеру, там растут до сих пор. И эти представления, что интересно, подогревались даже сибирской администрацией. Якутский воевода Д.А.Францбеков ещё в 1650 году считал, что «…та Даурская земля будет прибыльнее Лены и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно».21 А в «Описании новыя земли, сиречь Сибирского царства», за 80-е годы XVII столетия говорилось: «Степные пахотные, добрые хлебородные земли, черностию (т.е.гумусом, - А.Т.) земля в человеческий пояс. Да на тех же степных местах многие соляные самосадочные озера (проблема соли всегда остро стояла у сибирских россиян, а казаки получали её в качестве жалования наряду с хлебом и деньгами, - А.Т.). И та земля зело добра, понеже изо всех государских сибирских городов на той Даурской земле всякой хлеб родится; рожь и яровой из единой меры родится 50, 60 и 70 мер; а по великой реке Амуре по берегам и островам сам собой виноград растет кроме человеческого труда; в великой реке Амуре против Албазинского острога и вниз по тому ж рыб: белух чистых, больших колужек, осетров, стерлядей, сазанов и всякой мелкой – бесчисленное много, и всякие бесчисленные ягоды родятся, иные же им имени не знати. А с левой стороны великия реки Амура с Ленского боку от камени (т.е. хребта, - А.Т.) зело великие леса и всякого зверя без числа много и по рекам рыбы такожде много».22
Первыми бежали в Даурию Верхоленские казаки, теснимые бурятами. К ним присоединились судовые плотники с р.Куты, крестьяне и промышленные люди деревень по р.Лене в Илимском уезде, а также россияне из Якутского края. Напрасно их пытались остановить; слухи об Амуре были столь велики, что и преследователи из казачьих гарнизонов сами уходили следом в благодатный край.23 Есть сведения, что в первый этап туда бежало до 1500 человек.24 Только в 1655 году их следом направились сотни участников восстания против воеводского гнета города Илимска, а за ними готовились к побегу почти все крестьяне. Якутский воевода М.С.Ладыженский жаловался в Москву: в период с 1653 по 1655 годы из Илимского и Верхоленского острогов служилые люди и крестьяне «мало не все ушли в Дауры», ограбив по пути торговые караваны.25 Этому, кстати говоря, немало способствовали и сами атаманы, направлявшиеся на государеву службу к восточной окраине России. Например, А.Ф.Пашков собрал в Западной Сибири 300 человек, а в Енисейске и Братске ещё 160.26 в начале 60-х годов стихийное переселение в Даурию приняло настолько массовый характер, что сибирская администрация устроила в устье р.Олекмы заставу, опасаясь обезлюдения западных районов.27 Но и это не оставило народную тягу к воле. В 1665 году новая масса жителей Илимского уезда пошли с Никифором Черниговским на Амур, убив своего воеводу Л.А.Обухова.28
В 1670 году началась стихийная миграция служилых людей Красноярска.29 В начале 80-х гг. пашенные крестьяне 6 волостей Илимского уезда опять в большом количестве «бежали в Дауры» от феодальных повинностей.30 За ними из Енисейска последовала группа местных крестьян и «тюремных сидельцев»(31
Перечень этот можно продолжать. А когда в 1676 году в Приаргунских горах обнаружили серебряные и оловянные руды, время запретов кончилось. Царское правительство, наоборот, узаконило переселенческую политику. Только по указу 1688 года в Даурию прибыло 740 организованно набранных людей из Европейской России. В последующие годы счет прибывающих «счастьеискателей» исчисляются тысячами человек, и за короткий срок Нерчинско-Заводской горный округ стал крупнейшим на востоке Российского государства средоточием русского населения, опорой последующего хозяйственного освоения Амурского края и Дальнего Востока.32 Но эта уже другая история.
III
Все эти события заставили Москву обратить на Даурский край самое пристальное внимание. Началась эпоха строительства казачьих острогов-крепостей с целью надежного закрепления русских в здешних местах. В 1651-1652 годах при слиянии Шилки и с Аргунью на правом берегу Амура возник Усть-Стрелочный, а ниже его – Албазинский остроги. Годом позже Петр Бекетов на водоразделе Ингоды и Хилка поставил Иргенский острог, и в это же время его служилые люди составили чертежи рек Иргень, Хилка, Ингоды и Шилки. Одновременно посланный Бекетовым десятник М.Уразов при слиянии Ингоды и Онона основал Шилкинский острог, который, правда, просуществовал до 1656 года. В 1658 году русские учредили Нерчинский острог, а севернее его – Телембинский, и в 1681 – Аргунский.33
Официально включение Приамурья в состав Российского государства было признано летом 1653 года московским дворянином Д.И.Зиновьевым, прибывшим из Москвы в Даурию фактически с воеводскими полномочиями. Следует заметить, что большинство даурских князцов и старшин просили о подданстве добровольно, прося оберегать их кочевья от «богдойского царя Андриакана».34
После возвращения в 1654 году Д.И.Зиновьева и Е.П.Хабарова и их отчета о делах на Востоке в Сибирском приказе, началась подготовка к представительной экспедиции на Амур А.Ф.Пашкова с заданием учредить там особое воеводство. Текст грамоты от 1655 г. упоминает «Даурскую, и Дючерскую, и Гиляцкую земли». Но та же грамота подтверждает и тот факт, что московские власти по-прежнему опирались на очень туманные представления о Даурии и Китае, все ещё слабо разделяя их границу и не понимая их географической протяженности. И это не удивительно, поскольку границы, как таковой, не существовало: она стала оформляться линией постов и караулов лишь к 1678 году. Но при этом она проходила от 800 до 1000 км. южнее Амура, в двух неделях пути от Албазина,35 и это обширное пространство считалось нейтральной полосой между Россией, вступившей в Даурию, и Китаем. Тем не менее, Цинская династия посчитала появление русских отрядов (Ерофея Хабарова в первую очередь) серьёзной угрозой для себя, что с весны 1652 года пыталась помешать их продвижению по Амуру, а годом позже воспрепятствовала даурам, гогулям и дучерам вести там посевные работы. Битва русских с китайцами (маньчжурами) продолжались все последующие годы с попеременным успехом, но в конечном итоге казаки были вытеснены с правобережья Амура по недостатку военных сил. Пограничные споры удалось прекратить лишь после подписания Нерчинского мирного договора 1687 года, но русские все же, потеряли по нему овеянной славой героическую крепость Албазин.
Сибирская летопись отводит достойное место экспедиции А.Ф.Пашкова, и при описании его дел все время упоминает Даурию. Записи за 1654 год, к примеру, гласят, что он выехал с ратными людьми «для поставления в Даурской земле городов Нерчинска и иных острогов и для рассмотрения тамошних иноземцев и иноверья».36 «И во 164-м году Афонасий Пашков с сыном своим Еремисом, изготовясь, пошел из Енисейска в Дауры со всеми служилыми людьми и со всем домом своим. И пришед в Даурскую землю на Нерчу реку, и поставил острожки: Нерчинской и Балбазинский (Албазинский? – А.Т.) и Иркутской, и Телембинской, Балаганской. Были они, Афонасий и Еремей Пашковы, в Даурах, в тех острожках на воеводстве по 169-й год пять лет и во 170-м году выехали из Даур в Тобольск»37
Воеводство в Даурии долго не ладилось, хотя Пашков за пять лет сделал очень многое. Гарнизоны все еще оставались в малолюдстве и не могли сдержать военный натиск Цинского Китая. К приезду на смену Пашкова нового воеводы Л.Б.Толбузина в мае 1662 года в Даурских острогах (Нерчинском, Иргенском и Телембинском) осталось всего 65 служилых людей (по другим данным - 114).38 Остальные погибли в сражениях на Амуре, умерли от лишений или вернулись домой. И только начало серьезных военных действий Китая за Албазин заставило Москву сначала направить для переговоров посольские миссии Н.Г.Спафария (1675) и затем Ф.А.Головина (1685). Пограничная линия была, наконец, учреждена, но и казачьи гарнизоны пополнились значительными силами из городов Западной Сибири.
Сибирские летописи дают хорошее представление о Даурии, и ни одно сообщение о посылке туда воевод или о переговорах с китайскими властями не заменяет Даурию Забайкальем. Похоже, что последний географический термин был тогда россиянам не знаком. Таково же состояние сохранялось и в XVIII столетии, о чем свидетельствует «Лексикон» В.Н.Татищева. Но, что важно, и Летописи, и «Лексикон» под Даурией понимают более широкий географический регион, чем принято считать сегодня. Например, «Енисейский стол» (воеводство) управлял «Даурскими, Нерчинскими, Иркутскими, Албазинскими, Селенгинскими, Амурскими и Байкальскими острогами».39 «В Даурах, в Нерчинских городах, в шести острожках, воевода стольник Федор Дементьев сын Войеков. На Селенге воевода Иван Остафьев сын Диасьев»40
По В.Н.Татищеву, Иркутская губерния управляла Даурской провинцией.41 Происхождение гидронима Байкал (Байдарья Байкал) он связывал с «татарским» словом Дарья и Дырья, означающим реку, море или великое озеро, «отчего та провинция русскими Даурия названа».42 В Даурии же он упоминает реки Агу,43 Аргунь,44 Борзю,45 Газимур,46 Ингоду,47 озеро Герей или Тарей,48 остроги Албазин49 и Аргунский,50 Аргунский серебряный завод.51 «Золото: у нас же токмо в Даурии в серебре находится в фунте золотника по 2 и 3, которое отделяется».52 Там же, «в Даурии находят кости мамонтов».53 По реке Аге «находится медная руда хорошая». 54
Из этого можно было бы заключить, что в XVIII столетии под Даурией понимали все же Восточное Забайкалье или, по другому, Приамурский край. Но это не так. По В.Н.Татищеву, «Байкал, озеро в Иркутской вице-губернии отделяет Даурию Буранской (Бурятской? – А.Т.) провинции».55 Соответственно «Витим, река великая в Якутской провинции, начало её в Даурии от озере Тазея в горах Байкальских, на восток от Байкала . По ней обитают тунгусы».56 «Арбузинский (Баргузинский) острог, в Даурии, на реке Арбузин, текущей с северо-восточной стороны в Байкал, ведомства Селенгинского. От Байкала прямо разстоянием 25, а по реке к устью 60 верст».57 «Ингода, река в Даурии, начинается близ Байкала, течет на восток и, совокупляясь с рекою Онон, названа Шилга, или Шилка».58 «Кабанской, город в Даурии, на реке Селенга, от Селенгинска 100 верст».59 «Итанцинский острог, в Даурии».60 «Кяхта и Тяхта, Дауры, торговисче с китайцы».61 «Селенгинск, город в Даурии».62
Итак, Даурия XVII – XVIII столетий, это все Забайкалье, начинающееся с берегов озера Байкал и до великой реки Амур (которая в верховьях именуется Аргунью). Южнее Амура территория уже именовалась «Китайской Даурией», но после подписания в 1688 году Нерчинского пограничного договора россияне потеряли ее. Разделяет Даурию (ее еще называли «Русской Даурией») Яблоневый хребет, и земли западнее его получили наименование «Селенгинской Даурией», а к востоку – «Нерчинская Даурия». Соединяли два географических района три пути. Первый, водный, открытый экспедицией Петра Бекетова, шел по реке Хилок. О нем в Сибирском атласе Семена Ремезова за 1701 год говорится: «Р.Хилок, а по ней в прежние годы ходили малыми судами до Иргенского [острога] в Нерчинский [острог]».63 Второй, сухопутный, предложен Иваном Ермисом в 1644 году, можно назвать Баргузинским. Он шел от Баргузинского острога через Икатский хребет на Еравнинский и Телембинский остроги, далее через Яблоневый хребет вел на Ингоду и по ней до Нерчинска.
Российский посол в Китай Николай Спафарий намеревался было проследовать в «Русскую Даурию» через Баргузин, но из-за рассказов о трудностях передвижения по этому пути отказался. Мало того, что во время байкальских штормов не все караваны достигли цели, но и от Баргузина путников на верблюдах и конях ожидали «превысокие горы, камени и лесы и болота», через которые «с великою трудностию ходят» 2 недели до Нерчинска.64 Поэтому Спафарий решил открыть новое направление – от Удинского острога по реке Уде на соединение в Еравне и Телембе с «Баргузинской» тропой. Этот путь Семен Ремезов затем опишет так: «Дорога в Нерчинский [острог] от Удинского до Яравинской (Еравнинской, - А.Т.) телегами езду 10 дней налегке».65
IV
О посольстве Николая Спафария следует сказать особо, так как он впервые описал реку Аргунь и «Китайскую Даурию», которую россияне считали уже своей землей. Как Ангара из Байкала, она вытекает из «великого озере Далая». Реку Аргунь еще «никто не проведал в длину от устья ее и до вершины Далая; хотя и в прошлых годах ходили казаки судами по ней, однакожде доехать не могли для скудости запасов, назад возвратились». К озеру Далаю, именуемому даурами «морем» ежегодно «ходят с торгом даурские и нерчинские казаки», но оно по-прежнему остается малоизведанным. Противоположного берега не видно, а местные степные кочевники уверяют, что не могут обойти его кругом, даже в течение летнего передвижения со скотом. Но на южном берегу живут монголы китайского подданства. От них до «государства Китайского доходят в четыре недели, только тот путь еще не проведан, для того что наши люди никто тем путем в Китай не ходили». Интересной особенностью озера Далая Спафарий называет невероятное обилие рыбы, которую никто не ловил. А еще там есть, «кит, который есть в море рыба большая, и нерпы в ней есть».66
Путевые заметки Н.Г.Спафария интересны еще и тем, что он впервые отметил в Даурии древние города, явившись самыми первыми сведениями об археологических памятниках этого региона. «От Далая днище (т.е. в один день перехода, - АТ) есть город великий каменный со всяким строением, и палаты в нем каменные целы; и говорят, что в том городе от мору люди все пропали, и осталось имение их все там; и иноземцы в тот город идтить не смеют, а смотрят всё издали; а иные говорят, что от войны запустело».67
Обширное земляное укрепление, которое Спафарий видел в степи, недалеко от реки Дербула (Тербула), принадлежит к древней укрепленной линии, простирающейся от Кайластуя на Аргуни до р.Гана. В этой связи сошлемся на Г.М.Гмелина и Г.Ф.Миллера, посетивших памятники в 1735 году. Главное укрепление состоит (и поныне) из земляного вала с 6 башнями, и ведут в него 4 ворот по сторонам стен. В центре поселения расположено второе, малое городище. Другие укрепленные городки размещены поблизости, но сколько их – неизвестно. Об этих же памятниках древности упоминал в 1689 году другой Российский посол – Избранд Идес: он их насчитал сотни вдоль пограничной линии, тянущейся грудой камней на многие километры. Тунгусы говорили Идесу, что укрепления эти были выстроены против монголов для защиты от них древнего царства юэчжи, или киданей, к которому принадлежала некогда вся страна от Нерчинска до Кореи.68 Наши раскопки этого вала и городков подтверждают слова местных жителей. Полученный археологический материал действительно имеет «киданьский» облик. Найдены как главная застава близ современного города Забайкальска, так и мелкие сторожевые посты. Сам вал, именуемый «валом Чингисхана», в районе р.Гянь пересекает Аргунь, тянется вдоль современной российско-китайской границы, вновь уходит за городом Маньчжурия на китайскую сторону, затем по реке Керулен следует по Монголии до восточных склонов Хэнтэя. Однако в целом киданьская укрепленная линия почти не изучена. Можно только предположить, что это есть северная граница государства монголоязычных киданей, которой они отгородились от тунгусо-шивейских племен Приаргунья.
Свои путевые заметки Н.Г.Спафарий завершает восторженным восклицанием, что он таки дошел до восточной окраины Сибирского царства, заканчивающегося под китайским хребтом Таргачинским. Сегодня хребет этот именуется Хинганом, где в старину находился рубеж между маньчжурскими и китайскими владениями, и который русские казаки принимали за границу между даурами и китайцами. А поскольку дауры к 1653 году стали частью Российской империи, то и все послы вплоть до Ф.А.Головина не принимали претензии китайцев на владение «Китайской Даурией».
Следует отметить относительно торгочинского племени (коргочин), упоминаемого Миловановым, Спафарием и впоследствии Идесом (таргутины, таргачины), слова географа конца XIX века Карла Риттера: По прибытии русских в Амурский край дауры удалились отсюда к востоку от Аргуни, уступая место бурятам и тунгусам. Русские посланники в первых своих поездках через Чичигар и Наун-Хотон застали их среди других местных племен. Даже советники – иезуиты на переговорах китайцев с русскими называли их аборигенами Маньчжурии и именовали «тагурами».69 Следовательно, тагуры, таргачины и дауры есть одно и то же. Как в прошлые века, так и сегодня, их относят к омонголенным тунгусам (эвенкам). Академик Г.Ф.Миллер (начало XVIII в.), к примеру, и дауров и маньчжуров считал родственниками тунгусов, а древние китайцы относили к «восточным татарам».
У И.Идеса мы находим некоторые этнографические сведения о торгачинах – тагурах – даурах. Это отличные стрелки из лука, хорошие земледельцы, имеют большие стада, ездят на лошадях и волах. Черты лица – монгольские. Летом одеваются в бумажные ткани, а зимою – в звериные шкуры. Они составляют независимое племя, избирающие себе главного начальника, говорят на «тунгусском» языке. Образ жизни полукочевой.
Рядом с даурами все путешественники прошлых столетий встречали и баргутов. По их преданиям, ранее они жили в Баргузинской долине близ берегов Байкала, о чем Н.Г.Спафарий писал так: «а жили они преж сего в Баргузинском остроге и во иных местах и многие воровства и убивство служилым людем учинили, и из тех мест бежали и живут за Аргунею рекою самовольно».70
Вот такими были первые известия о Даурском крае за Байкалом на границе с Китаем, которые проникли к русским в XVII - XVIII столетиях.
Примечания
1 Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА) ф.214. Сибирский приказ, стлб.74, лл. 46-49.
2 РГАДА, ф.Монгольские дела (1637), д.2, лл. 145-152.
3 РГАДА, ф.Монгольские дела (1637), д.2, лл. 260-274.
4 Там же (1638 г.), д.1, лл. 15-117.
5 Там же
6 См.: Полное собрание русских летописей. Т.36. Сибирские летописи. Ч.1. группа Есиповской летописи. – М., 1987.
7 РГАДА, ф.Монгольские дела (1638), д.1, лл.15-117.
8 Там же
9 Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и документы. – М., 1969. – т.1.: 1608-1683. – с.543.
10 Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири.–ПСб, 1886; Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. XVII век.– М.-Л., 1960. – Вып.1.; Яковлева П.Т. Первый русско-китайский договор 1689 года. – М., 1959.
11 Сборник документов по истории Бурятии…, - г.Улан-Удэ, 1960. – с.38. (РГАДА, ф.Якутской приказной избы.-Стлб.2415, лл. 258-262.)
12 Сборник документов по истории Бурятии…, - с.38
13 РГАДА, ф.214. Сибирский приказ
14 РКО, т.1, №50, с.117.
15 Там же
16 Там же
17 См. Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVIIв.). - Хабаровск, 1984.
18 РГАДА, ф.214.Сибирский приказ, кн.288. лл.1-8; Стлб.530, лл. 23-27, 32-33.
19 Там же Стлб.308-310, лл. 355-364.
20 Паршин В. Поездка в Забайкальский край. ч.II: История города Албазина. М., 1844. - с.10.
21 Дополнение к Актам историческим, т. 11. №72.
22 Титов А. Сибирь в XVII веке. - М., 1890.- с.90-91.
23 Паршин В. Поездка в Забайкальский край, ч.II., - с.32-33.
24 Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири.–с.55.
25 РГАДА, Сибирский приказ, стлб.471, лл. 367-370, 376-378; Александров В.А. Народные восстания в Восточной Сибири во второй половине XVII в. - «Исторические записки». - М., 1957. - т. 59. - с.274.
26 РГАДА Сибирский приказ, Стлб.132, лл. 117-181; Стлб. 453, л. 144; Стлб. 471, лл. 476, 467, 500-503; Стлб. 508, лл. 89, 173, 336-336а.
27 ДАИ, т.IV.-Спб, 1851,.№33.
28 Яковлева П.Т. Первый русско-китайский договор 1689 года. - М., 1958. -с.61.
29 Там же
30 РГАДА, Сибирский приказ, Стлб. 355, ч. II., лл. 557-558.
31 Там же. Стлб. 1355, ч.II, лл.270-271; .Д. Нерчинской приказной избы, д. 19. лл. 46-47.
32 Книга большому чертежу. - М.-Л., 1950; Огородников В.И. Туземное и русское земледелие на Амуре в XVII в. - Владивосток, 1924; Тиваненко А.В. У истоков познания «Даурской земли» русскими в XVII столетии // Ефремовские чтения — 1. - Улан-Удэ, 2004. - с. 119-126; Он же. У истоков познания «Даурской земли русскими в XVII столетии. - «Угай .зам»(«Путь предков»). Приложение к журналу «Байкал». - 2004. Спецвыпуск №4. - с.8-9.
33 Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах..., - с.19,25.
34 См.:Паршин В. Поездка в Забайкальский край, ч.II..
35 Книга Большому чертежу.., - с.188.
36 ПСРЛ. т.36. Сибирские летописи.., - с.100
37 Там же — с.159.
38 См.: Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах.
39 ПСРЛ, т.36. Сибирские летописи.., - с.169.
40 Там же. - с. 171. Фамилия Диасьев напоминает Диатьев. Она запечатлена на большом деревянном кресте за 1690 год, обнаруженном в поисках у города Селенгинска в XIX столетии - «Строил атаман Диатьев». Крест сохранился и ныне экспонируется в Новоселенгинском музее декабристов.
41 Татищев В.Н. Избранные произведения. - Л., 1979. - с.300.
42 Татищев В.Н. Избранные произведения.., - с. 253.
43 Татищев В.Н. Ж., соч.., - с.154.
44 Там же. - с.174
45 Там же. - с.193.
46 Там же. - с.228.
47 Там же. - с.296.
48 Там же. - с.230.
49 Там же. - с.159
50 Там же. - с.165
51 Там же -с.165
52 Там же. - с. 291.
53 Там же. - с. 36.
54 Там же. - с. 154.
55 Там же. - с. 174.
56 Там же. - с. 212.
57 Там же. - с.165.
58 Там же. - с. 296.
59 Там же. - с. 302.
60 Там же. - с. 301.
61 Там же. - с. 341.
62 Там же. - с. 351.
63 См.: Спафарий Н. Путешествие через Сибирь до границ Китая. - Чита, 2009. с.130-131.
64 См.: Книга Большому чертежу., - с.188
65 Спафарий Н. Ук., соч., - с.130-131.
66 Там же. – с. 107.
67 Там же. -с.107
68 Там же. - с.135.
69 Там же. -с.135
70 Там же. – с. 136.