Example Frame
Главная | КРАЕВЕДЕНИЕ | ДАУРЫ: КРАТКАЯ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ДАУРЫ: КРАТКАЯ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Данная статья взята из журнала "Баргуджин-Токум" если вы хотите приобрести весь журнал пишите на: burtokum@mail.ru, burtokum@yandex.ru или звоните по телефону: +79246599801, +79247589008, +79025637951, городской +7(3012)63-79-51 - цена за номер 150 руб. без пересылки

Базыр Цыбенов
кандидат исторических наук

 

К одному из малоизученных народов нашего региона относятся дауры (дагуры, дахуры). Есть мнение, что так раньше называли часть забайкальских бурят, а по суждениям далеких от истории людей, такого народа сейчас уже нет и лишь в память об их существовании остались здесь топонимы «Даурия», «Даурская земля», «Селенгинская Даурия». Некоторые виды животных и растений имеют приставку «даурский»(-ая), но мало кто задумывается над тем, а где же сами дауры, кто они, существуют ли сейчас. Все подобные рассуждения и домыслы развеивают СМИ, Интернет и научная литература, по данным которых дауры, численностью более 120 тыс. чел., в настоящее время проживают компактными группами в Автономном районе Внутренняя Монголия и провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики. Небольшая часть дауров обитает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, неподалеку от границы Китая с Казахстаном. По нашим данным, известны следующие основные этнотерриториальные группы: 1) хайлар даур; 2) батхан даур (их называют также «муочи даур» - сокращение от «Молидава – ци» – Даурский автономный район Морин-дава АРВМ); 3) котон даур (или чичихаар даур), в основном проживают в Даурском автономном районе Мэйлисы провинции Хэйлунцзян; 4) синьцзян даур (другое название - урумчи даур), расселены в Даурском автономном уезде Тачэн СУАР. Кроме них имеются и такие мелкие локальные группы, как айгун даур, хулан даур, компактно проживающие в районе рек Сунгари и Амур. По свидетельству самих дауров, они состоят из 18 исконно даурских родов. Также в состав народа вошли отдельные ассимилированные эвенкийские и китайские этнические группы. В табл. 1 приводим список родов и патронимических групп дауров [Daүur…, 1989]:

К группам смешанного дауро-эвенкийского происхождения можно отнести роды дулар и самагир. В целом, заметим, что имеются данные информаторов о существовании родственных связей под названием «таараалеэ» между даурами и эвенками, согласно которым эти народы произошли от потомков двух родных сестер. Отмечено существование запретов в брачных отношениях между представителями отдельных даурских и эвенкийских родов, когда, согласно старым обычаям, запрещается брать жен из одного определенного рода. Например, недопустимы браки между лицами родов судур и аула; между даурским родом уорэ и эвенкийским уорэ; запрещено иметь брачные отношения между представителями даурского рода говол и эвенкийского дулар; между даурами рода аул и эвенками рода нахта. В современном этническом составе дауров есть также группы дауро-китайского происхождения (някан хала), например, роды уу, чжин, хэ, чжан, ли, бай, чжоу среди цицикарских дауров. В Даурском автономном районе Морин-Дава имеется род лю, состоящий из потомков бывших рабов-китайцев [ПМА, 2005]. Б.И. Панкратов также отмечал, что «селение Гуарбан толого населена бывшими рабами и потому носит различные фамилии прежних владельцев. «Фамилии – шинкен дагур». В составе рода говол имеется незначительное количество ассимилированных русских, в начале XX в. они имели своего моконида (старейшину патронимической группы) [Панкратов, 1998]. Вероятно, с тесными даурско-русскими контактами можно связать наличие в даурском языке таких слов, как топор, чачук (чашка), вейцзуло (ведро), джаруд (зарод) и др. [ПМА, 2005].

Происхождение народа издавна интересовало ученый мир. Предположений было много: одни утверждали, что дауры – это ранние монголы, другие – ассимилированные монголами маньчжуры, третьи – потомки монголоязычного племени киданей. Последняя версия является на данный момент доминирующей, опирается на ряд этнографических, фольклорно-лингвистических и исторических данных. Например, представляется вероятной связь между одним из ведущих киданьских родов дахэ и современным этнонимом «даур». Выявленное учеными название для железа в киданьском языке - хэ-чжу (хо-чжу; хо-шу) можно сравнить с даурским «касо» в том же значении. В других монгольских, тюркских или тунгусских языках аналоги отсутствуют. Как и у киданей, национальной игрой дауров является «бойко» - разновидность хоккея на траве. Все эти и другие факты дополняют материалы современных китайских ученых, свидетельствующие о генетической киданьско-даурской взаимосвязи. Сравнительное исследование образцов ДНК из семи киданьских захоронений и ДНК дауров, китайцев, монголов, эвенков и «бенжэн» (этническая группа из провинции Юннань) выявило одинаковые элементы в хромосомах у дауров, «бенжэн» и у половины участвовавших в эксперименте северных китайцев. Зафиксированы незначительные статистические отличия в ДНК «бенжэн» и дауров, существенно отличающихся от аналогичных элементов северных китайцев. По мнению китайских ученых, дауры и «бенжэн» имеют одинаковое патрилинейное происхождение, а часть северных китайцев – матрилинейное [Andrew, 2006]. Исходя из этого, картину этнической истории можно представить следующим образом: в начале первого тысячелетия их предки – монголоязычные кидани основали могущественную империю Ляо, павшую в 1125 г. под ударами очередной волны кочевников – чжурчженей.

Уцелевшие осколки империи разбросало в разные стороны: часть населения оказалась на северной окраине, где в районе Верхнего Амура в дальнейшем сформировалась новая народность – дауры; другая группа нашла убежище на юго-западе Китая и в дальнейшем превратилась в своеобразную китайскую этническую группу «бенжэн». Большая часть киданей, вероятно, еще в период существования империи, вступила в тесное взаимодействие с китайцами, закончившееся полной ассимиляцией.

По поводу переселения дауров на Амур есть интересное мнение Болотина, согласно которой доминирующей причиной миграции предков дауров на территорию Верхнего Приамурья явилось усыхание степей, как следствие мирового похолодания климата, совпавшее по времени со становлением монгольской империи Чингис-хана [Болотин, 2008]. Им же выделена владимировская археологическая культура, датирующаяся XIII-XVII вв. Период совместного проживания представителей двух культурных традиций (монгольской, пришлой, и тунгусской, аборигенной) нашел отражение в изготовлении оружия. Костяные наконечники, характерные для владимировской культуры Амура и монголов Забайкалья схожи с предметами, по форме идентичными мохэским [Болотин, Исаченко, 1995].

На Амуре дауры возвели укрепленные поселения, в последующем вместе с эвенками-солонами и эвенками-орочонами образовали общность «солонбуу». Занимались дауры земледелием, сеяли «пять видов хлебов», огурцы, чеснок и т.п. Выращивали «даур кэнкэ» - даурскую дыню, сорт, отличающийся малыми от обычных дынь, размерами. В скотоводстве отдавали предпочтение разведению лошадей и крупного рогатого скота. Охотились на соболя, косулю, кабана, изюбря, не убивали лису, медведя и тигра. Большое значение имела соколиная охота на зайцев и птиц. Традиционным занятием было рыболовство, у них до сих пор существует четкая половозрастная терминология, посвященная не только видам скота, как у всех монгольских народов, но и рыбам. Например, карась имеет следующие названия: кэлтэг (больших размеров), куэлэтии (средний), кайко (маленький); рыба амур – амэр и ончулу и т.д. [ПМА, 2005].

Ко времени появления первых русских землепроходцев дауры проживали на территории Приамурья и отчасти Забайкалья. Основная масса населения проживала по левым притокам Амура в его верхнем течении, по среднему и нижнему течению р. Зеи, особенно плотно было заселено междуречье Амура и Зеи. На крайнем востоке небольшая группа дауров, а именно род судур, проживал по р. Судур - притоку р. Буреи в ее среднем течении. Заметим, что этнонимы многих родов совпадают с названиями рек – притоков Амура, по берегам которых они ранее расселялись. Например, название рода мэрдэн в переводе означает «излучина реки», ранее род расселялся в районе единственно широкой излучины Амура, известной ныне как Корсаковский кривун; род говол проживал на одноименном притоке р. Зея, род улис – р. Улис (вероятно, современная р. Уруша); род бирьян – р. Берея; род жинкэр – р. Зея (Жинкэр – даурское название р. Зеи); том – р. Томь - приток Зеи. Название рода аола, согласно данным информаторов, связано с некой горой, расположенной в верховьях Амура, неподалеку от современного села Албазино Амурского края. В городе Якса (русское название «Албазин») и в его окрестностях на берегу Амура проживала патронимическая группа ярс. Родовое ответвление догин, расселялось по верхнему течению реки Тэгдэн – притока р. Амур. Людей из догин было очень много, впоследствии они расселились во многих местах, в частности, живут и в далеком Синьцзяне. Название рода онон довольно легко отождествляется с одноименной рекой - притоком Амура, берущем свое начало в Восточной Монголии. Информаторы утверждают то же самое, «судя по названию рода, предки дауров жили на реке Онон. В онон хала имеется один одноименный мокон. Бокурчен – название айла. Неизвестно, какое это слово – маньчжурское, монгольское или даурское.» [ПМА, 2005]. Однако согласно сообщениям отдельных информаторов, род онон получил свое название от провала Онон (на диалектах монг. яз. «оноху» - падать, проваливаться) в верхнем течении Амура. В давние времена в месте впадения р. Гунан в Амур под воду осел большой участок суши, после чего это место, как и р. Гунан стали именовать двояко, и Гунан и Онон, впоследствии, закрепилось последнее. Первые сведения о даурах были получены русскими казаками-первопроходцами в 1639г., когда служилый человек Максим Перфильев ходил из Олекминского острожка на верховья р. Витима и там от местных тунгусов узнал, что «по Шилке (Амуру) живут многие даурские пашенные люди, а хлеб у них всякий против русского» и что «на Шилке (Амуре) реке у князца Лавкая и у иных князцей по улусам пашут хлеб – рожь и ячмень и иные семена, и тот они хлеб продают на Витим реку <...> и тунгусские люди покупают (его) на соболи, а хлеба родится много, а по Шилке (Амуру) – сидячие (оседлые) пашенные люди, а не воинские». В 1641 г. русские служилые люди расспрашивали у верхоленских бурят, далеко ли от них до Амура, где живет князь Лавкай, нет ли там серебряной и медной руды и какой именно хлеб родится в тех местах, но не получили на занимавшие их вопросы определенного ответа» [Огородников, 1927]. Здесь необходимо заметить, что служилые люди в XVII в. первоначально называли дауров «братскими людьми», т. е. так же, как и предков бурят. Так называли в частности дауров и вышеупомянутые спутники Пояркова в своих расспросных речах. Они определенно указали, что «розных де языков по Зие и по Шингалу и по Амуру пять языков: брацкой, дучерской, шингалской, нацкой, гилядской». Ввиду того, что буряты в XVII., несомненно, говорили на диалектах монгольской языковой группы («а брацкие люди говорят по-колмацки», сообщает один из источников) и поскольку дауров тоже называли «братскими людьми», а язык их «братским», - можно предполагать, что он входил в монгольскую группу языков, как и язык современных дауров [Долгих, 1958]. В даурском языке, как и в бурятском, встречается много общих черт с средневековым монгольским языком. Имеются интересные языковые параллели в языке дауров, баргутов и говорах западных бурят. Например, бурятские филологи В.И. Рассадин и Ж.Б. Бадагаров выявили соответствия: даур. наджир – эхир. нажир ‘лето’, даур. минаа – эхир. минаа ‘плеть’, минаадаа = - эхир. минаада = ‘ударить плетью’, даур. бараан – эхир. баран, барни ‘все’, даур. увэй – эхир. увэй // убэй ‘нет’ [Бадагаров, 2000; Рассадин, 2004]. Они свидетельствуют о «каких-то древних родственных связях дауров с бурятами-эхиритами» [Рассадин, 2004], или же «о существовании некоей общности, существовавшей после разделения прамонгольской языковой общности, куда могли входить предки современных дагуров, бурят, ойратов и хамниган» [Бадагаров, 2000].

Населяли дауры и территорию Забайкалья. О забайкальском этапе в этнической истории дауров пишет бурятский ученый Д.Д. Нимаев. Им проанализированы отечественные работы конца XIX- начала XX вв., в которых говорится о «Селенгинской Даурии» и сделан вывод о безусловной взаимосвязи данного географического названия с этнонимом дауры. Далее им приведен текст отписки ленских воевод П. Головина и М. Глебова за сентябрь 1641 г. «живет…вверх по Витиму реке даурский князец именем Ботога с товарищами…а живет де он, Ботога, на Витиме реке на усть Карги реки, на одном месте улусами, а юрты де, государь, у того князца Ботоги рубленые, и скота де, государь, у того князца Ботоги всякого и соболя много, и серебра де у него есть, а то де, государь, он серебро Ботога и камни покупает на Шилке реке у князя Ловкая, от Ботоги де, государь, вверх по Витиму реке и до Яравна озера по обе стороны Витима реки даурские конные многие люди, а бой де у них лучной, а язык де, государь, у них свой, с якутским и тунгусским языком не сходится» [Нимаев, 2010]. Согласно данным информаторов, к северо-западу от основной территории расселения дауров, в районе Еравнинских озер, речных долинах Витима и Алдана проживал даурский род ардан, название которого увязывается с рекой Алдан. По мнению Г.Н. Румянцева, витимские дауры являются частью хорчинов или баргутов Баргузина, удалившихся отсюда из страха перед русскими казачьими отрядами. Далее им приводится следующее интересное замечание: «Еще сейчас тунгусы называют даурами аларских бурят. Видимо, «даур» для тунгусов XVII в. являлся синонимом этнонима «бурят»» [Румянцев, 2002]. Следы былых «хорчинских или баргутских» пашен и ирригационной системы в Баргузинской долине свидетельствуют, на его взгляд, о существовании под термином «даур» или «дагур» совокупности монголоязычных племен дауров, баргутов и хорчинов. Возможно, впервые подобную догадку высказал еще в XVIII в. И.Г. Георги в описании своего путешествия. Он считал, что «древние баргуты, которым предание приписывает следы древнего земледелия, находимые на Баргузине, его притоках и к северу от них до верхней Ангары, были с даурами вероятно один и тот же народ» [Шренк, 1883].

Переломным рубежом в истории дауров явился XVII в.В результате усиления колонизаторской политики Российской империи и маньчжурского государства их земли оказались на месте пересечения интересов двух великих держав. Так началась эпоха вооруженного противостояния дауров сначала с маньчжурами, а затем с русскими казаками-землепроходцами.

После создания маньчжурами государства добрососедские отношения между двумя народами резко изменились. Дауры начали платить дань, для чего даурские предводители ездили в ставку маньчжурского хана, город Шэньян. Например, в мае 1634 г. один из даурских предводителей Балдачи поднес маньчжурскому хану 1818 штук соболиных шкурок. В дальнейшем за заслуги перед маньчжурами Балдачи стал императорским зятем (эфу). В разное время платили дань главы даурских селений Галдас, Габур, Эсур, Алитай, Кэйин и Улис. Не избежал этой участи и глава союза «солонбуу» Бомбогор из рода дагур. Он побывал в маньчжурской ставке дважды: в июне и ноябре 1637 г.

Маньчжуры не удовлетворились большой данью и в течение девяти лет совершили три больших набега на даурские земли. В ходе одного из них маньчжурами были уведены более 7 тыс. чел. Реакция Бомбогора была вполне ожидаемой, он поднял дауров на вооруженное восстание, однако в одном из сражений потерпел поражение и отступил на запад, по р. Кумар. В погоню за ним были отправлены лучшие маньчжурские отряды под началом Самушка и Исуна, на своем пути встретившие ожесточенное сопротивление четырех даурских крепостей – Добчен, Асиечин, Якса и Догин. Городок Якса был окружен и после многодневной осады взят маньчжурами и сожжен. Погибло более 100 дауров, а предводитель осажденных Галинга был пленен. Однако ему удалось бежать, убив весь маньчжурский караул [Daүur…, 1989].

В июне 1640 г. преследование Бомбогора продолжилось. Был снаряжен отряд из 40 лучших воинов восьмизнаменного маньчжурского войска и 350 монголов. В январе 1641 г.беглецы были окружены на р. Ганхэ, но с трудом сумели вырваться. Бомбогор повел оставшихся в живых женщин и детей дальше на запад и сумел дойти с ними до горы Челутай (к востоку от современного г. Чита), где их настиг маньчжурский отряд. Были захвачены 80 воинов и 725 женщин и детей. Бомбогор был увезен в Шэньян и казнен [Daүur…, 1989].

Маньчжуро-даурские отношения резко изменились с появлением русских казаков-первопроходцев. 15 июня 1643 г. из Якутска на Амур выступил отряд во главе с письменным головою Василием Даниловичем Поярковым. Экспедиция была сопряжена с большими трудностями, связанными с боестолкновениями с местным населением, о чем свидетельствует челобитная участников похода на имя якутского воеводы Петра Головина: «... те служилые люди, не хотя напрасною смертию помереть, съели многих мертвых иноземцов и служилых людей, которые с голоду примерли, приели человек с пятьдесят. ... Василья с достальными служилыми людьми тамошние иноземцы к берегу не припущали, а называли их погаными людоеды» [Артемьев, 1998]. Все же Пояркову удалось выбраться и собрать ценные сведения о стране «пашенных людей» - Даурии. Впервые было подтверждено, что там «хлеб родится вволю», население занимается земледелием, также разводит лошадей и скот. Осенью 1650 г. отряд казаков под командованием Ерофея Павловича Хабарова покидает Якутск. Воевода Францбеков дал ему наказ – призвать даурских князей Лавкая и Ботогу «под высокую государеву руку». По пути следования вниз по Амуру казаки обнаружили пять покинутых даурами городков, некоторые были окружены рвами и частоколами с крепостными башнями. В целом, что касается конкретной родовой принадлежности отдельных даурских поселений, названных в русских источниках «городками», со слов информаторов-дауров, в районе Албазина (даурское название Якса) проживал даурский род улис; в 2-х днях пути выше устья р.Зея на землях родов говол и том располагался «Бамбулаев городок»; в районе современного села Бейтоново находился «Дасаулов городок» на территории родов улис и онон, «Балдачин городок» на землях рода жинкир [ПМА, 2005].

Дауры упорно сопротивлялись, но были бессильны перед мушкетами и пищалями пришельцев. О накале сражений тех времен свидетельствует осада казаками городкадаурского князя Гайгудара. По нашим данным, он, по всей видимости, располагался на территории проживания даурского рода онон. Городок состоял из трех земляных частей, соединенных между собой стеной и был окружен двумя рвами. Под башнями были сделаны подлазы, через которые мог проехать всадник. Перед сражением все близлежащие селения были сожжены, а их население находилось в укреплении. Источники сообщают, что на требование казаков сдаться Гайгудар ответил: «даем мы ясак Богдойскому царю Шамшакану, а вам дадим, когда в крепости останутся в живых только дети». Далее в отписке воеводе Францбекову, Хабаров сообщал: «... собрались Дауры свирепые в один город, и мы били по них безпрестани из большого оружия и из малого, и на тех приступах побили их Дауров двести четырнадцать человек; и те свирепые Дауры не могли стоять против государской угрозы и нашего бою, и из того города напролом они Дауры побежали человек десятка полтора, лише те и ушли из города... Божею милостию и государским счастьем, тех Дауров в пень порубили всех с головы на голову, и всех их побито Дауров, которые на приступе и на съемном бою, больших и малых шестьсот шестьдесят один человек, а наших казаков убили они Дауры четырех человек» [Артемьев, 1998]. В источнике дауры названы «свирепыми», что свидетельствует об упорном сопротивлении этого народа. Бывало, что, несмотря на всю свою храбрость, казаки не могли одолеть дауров в рукопашном бою и лишь применение огнестрельного оружия решало исход многих битв. Огородников В.И. отмечал: «Дауры и дючеры, правда, мало уступали русским в храбрости, но, разделенные между многими независимыми владениями, они обычно выступали против неприятеля не единым фронтом, а каждая община отдельно. Помимо того, русские чувствовали за собою организованную силу огромного государства, которое, в случае их неудачи, должно было оказать им вооруженную помощь, амурские же туземцы в самый критический для них момент не получили от своего сюзерена – богдо хана ни малейшей поддержки» [Огородников, 1927]. По мнению Шренка Л., «при дальнейшем продолжении войны, Амурские Дауры были бы совершенно истреблены Русскими, если бы Китайское правительство, для защиты их, не приняло иных мер» [Шренк, 1894]. Еще в 1651-1652 гг. часть дауров ушла в Маньчжурию. В 1653 г. правительство Цинской империи приказало даурам уничтожить все хлебные посевы, жилища и переселиться на р. Нонни. В 1653-1654 гг. Приамурье покинула большая часть дауров.

Таким образом, в течение короткого промежутка времени в истории дауров произошли радикальные перемены, они приняли маньчжурское подданство и подобно российским бурятам и эвенкам – казакам, стали нести военную службу по ту сторону государственной границы. Постоянное участие в вооруженных конфликтах и подавлении восстаний на территории Китая не могло не сказаться на численности народа, в родословных записях «джяпу» середины и конца XIX в. напротив многих имен имеются записи «погиб в провинции …», «умер, находясь на военной службе»… Но это уже совсем другая история.

Таблица 1.

Род (хала)

Патронимическая группа (мокон)

Количество патр. групп

1

аола

ярс, догин, аула, дэкун, кэрчил

5

2

говол

говол, эргинчен, варка

3

3

мэрдэн

сангал, чонло, шандачин, жулгэ, хэлэгэ

5

4

онон

асиячен, кунчи

2

5

хэсур

хээээсур, ганчен, бакар, элэнкул, дардал

5

6

том

тучен, кулун, варан

3

7

бирьян

бирьян

1

8

уорэ

уорэ, жам, хота, дологон

4

9

жинкир

сэбкий, сочи

2

10

улис

улис, кургэн

2

11

судур

уркуо

1

12

Дэдул

дэдул, картэс, дусун

3

13

бохто

боди

1

14

хорлас

хуарт

1

15

эрдэ

хайлан

1

16

хэйин

хэйин

1

17

ардан

дэлгэн

1

Примечания: о существовании патронимических групп в родах дагур, бугур, нэкти, содор, урэн неизвестно.

Литература:

1) Артемьев А.Р. Открытие и начало присоединения Забайкалья и Приамурья к Российскому государству в середине XVII в. // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (историко-археологические исследования). Т.3. Владивосток, 1998. С. 6-43.

2) Бадагаров Ж.Б. Дагурско-бурятские языковые связи // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Языки. Фольклор. Литература. - Улан-Удэ, 2000. С. 11-15.

3) Болотин Д.П. Этногенез дауров // Cultural exchange in East-sea and the Primorye region of Russia (Культурный обмен между странами Северо-Восточной Азии и Российским Дальним Востоком). Busan, 2008. С. 565-571.

4) Болотин Д.П., Исаченко Б.А. Коллективное захоронение позднего средневековья у с. Прядчино Амурской области // Традиционная культура востока Азии: Археология и культурная антропология. Благовещенск: изд-во Благовещ. гос. ун-та, 1995. С. 49-54.

5) Долгих Б.О. Этнический состав и расселение народов Амура в XVII в. по русским источникам // Сборник статей по истории Дальнего Востока. М., 1958. С. 125-142.

6) Нимаев Д.Д. Дауры и баргуты: проблемы этнической истории // Археология, этнография и антропология Евразии. 2 (42) 2010. С. 122-127.

7) Огородников В.И. Туземное и русское земледелие на Амуре в XVII в. Владивосток, 1927

8) Панкратов Б.И. Дагурский язык. Введение // Страны и народы Востока. Вып. XXIX. Борис Иванович Панкратов. Монголистика. Синология. Буддология. СПб., 1998.

9) Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. -Улан-Удэ, 2002.

10) Шренк Л. Об инородцах Амурского края. Спб.,1894.

11) Andrew Shimunek. DNA Analysis Reveals Descendants of the Kitan // Mongol Survey, number 12).Winter-Spring 2006.P.4.

13) Daүur ündüsüten-ü tobči teüke / Sonin, Buyandalai, Үua nar orčulaba. Kökeqota, 1989. (на ст/монг.письм.).

Полевые материалы:

ПМА 2005 - Полевые материалы автора Цыбенов Б.Д. Отчет международной этнографической экспедиции «Происхождение и этническая история дагуров и баргутов Китая» (июль-сентябрь 2005 г.)

ИНФОРМАЦИЯ

Мы в соцсетях



МРО "Евангельская Христианская Церковь г. Улан-Удэ"

Продвигайте также свою страницу








Анализ интернет сайта

Контактная информация

670013, г.Улан-Удэ, Респ. Бурятия.
ул.Ключевская, 4Д

ИНН/КПП 0323099950/032301001
ОГРН 1020300000599
тел. +7 (3012) 41-65-04, 41-65-06

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна.
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы    Христианская газета'Колокол'                Портал Credo. Непредвзято о религии