«ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СИБИРИ ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX СТОЛЕТИЯ»
Данная статья взята из журнала "Баргуджин-Токум" если вы хотите приобрести весь журнал пишите на: burtokum@mail.ru, burtokum@yandex.ru или звоните по телефону: +79246599801, +79247589008, +79025637951, городской +7(3012)63-79-51 - цена за номер 150 руб. без пересылки
Виктор Колмынин,
Епископ Ассоциации Христианских
Церквей «Союз Христиан» по Республике Бурятия
В современном российском обществе вопрос о роли и месте неортодоксальных конфессий приобретает большое значение. Протестантизм является одним из самых динамично развиваю-щихся в России направлений христианства и по числу приверженцев веры входит в первую десятку наиболее популярных религиозных учений. В отдельных регионах России христианский протестантизм вообще выходит на первые роли. Например, в Республике Бурятия он занял уже третье место после буддизма и православия, а в Забайкальском крае уверенно занял первое место, хотя буддизм и православие там активно поддерживаются государством. В частности, по сведениям заместителя председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте России Романа Силантьева, к лидерам по количеству протестантских организаций сегодня можно отнести многие регионы Урала, Сибири, Дальнего Востока. Только в первой десятке самых «протестантских» регионов (не считая Москву и Санкт-Петербург) им принадлежит половина позиций. Так, в азиатской части России протестанты наиболее многочисленны в Приморском (154 организации) и Красноярском (111) краях, Иркутской (97) и Свердловской (94) областях, Хабаровском крае (93).
В истории советского общества евангельские церкви заняли особое место. Протестантские конфессии баптистов, евангельских христиан, меннонитов и адвентистов седьмого дня, опиравшиеся на сильные в России традиции народной религиозности, стали в 1920 – 1930-е годы важным фактором общественно-политической жизни страны: в эти конфессии стали переходить большие массы верующих из разгромленного большевиками православия - идеологической части свергнутого ими монархическо-православного режима.
Возможность проповедовать учение Христа, заниматься миссионерской деятельностью, способность предложить собратьям по вере новое, реформированное исповедание, реализующееся в дружественной и нацеленной на взаимопомощь и хозяйственный успех жизни общины, освобождение от воинской службы и, наконец, стремление изолироваться от советского государства – все это делало привлекательным, особенно в среде крестьянства, принадлежность к евангельской церкви. В это время, когда православие было почти искоренено, в христианский протестантизм перешли миллионы человек. Уже в годы НЭПа, по статистическим данным, в новую веру перешло до 10 млн. граждан СССР. В Сибири их число достигало 100 тыс. человек. В регионе действовали отделы всероссийских союзов баптистов, адвентистов и евангельских христиан, а также два крупных отделения Всероссийского менонитского сельскохозяйственного общества. Мы будем не правы, если не упомянем десятки православных организаций, которые, лишившись патриаршего окормления и действовавшие в условиях изоляции, значительно отошли от традиционных канонов и в разной степени превращались в христианских протестантов.
Обеспокоенная стремительным ростом евангельского вероучения и решительным отказом от военной службы верующих по религиозным убеждениям (а фактически Советская власть 4 января 1919 г. даже в условиях гражданской войны декретом освободило от военной службы меннонитов, баптистов, адвентистов и евангельских христиан) сталинский режим пошел на репрессивные меры, продолжавшиеся вплоть до второй половины XX столетия. Разгромив конфессию, Советская власть начала восстанавливать ею же уничтоженное православие, буддизм и мусульманство. Для ускорения отторжения граждан от христианского протестантизма и близких к нему конфессий активно развивался миф о враждебности этих вероучений, финансируемых, якобы, капиталистическим миром. Договорились даже до того, что объявили их общины рассадником шпионажа, финансируемыми ЦРУ США.
Начальный этап поддержки пацифизма Советской властью, узаконенный Декретами от 22 октября 1918 и 4 января 1919 годов, объясняется дореволюционной традицией позитивной оценки евангельского движения большевиками как противника православной церкви - оплота монархии. В рамках своих теоретических дореволюционных построений большевики рассматривали неортодоксальное христианство как форму социального недовольства и протеста крестьянства против царизма. Новый режим в условиях наступившей после революции 1917 г. международной изоляции был крайне заинтересован в использовании экономического потенциала евангельских церквей и их обширных зарубежных связей. Лично В.И. Ленина и его ближайших теоретиков социализма в этих конфессиях привлекала также «общественно-коммунистическая» сторона вероучений, наличие в них идей социального и экономического равенства. Именно «евангелисты-коммунисты» служили для них лучшим обоснованием и доказательством того, что народническая мечта о коммунистических традициях русского народа имела под собой реальные основания. По их убеждению, эта многомиллионная прослойка верующих христианских общин внутри российского народа должна была принять самое активное участие в построении коммунизма и тем самым подтвердить правильность большевистской политики. Некоторые течения пацифистов (напр. духоборы, «Новый Израиль», молокане, евангельские христиане, баптисты, меннониты, адвентисты и пр.) действительно проповедовали некоторые коммунистические идеи и поэтому не считались врагами Советской власти, но союзниками. Отсюда и ряд льгот, которые они получили от государства. Если бы Ленин не умер в январе 1924 года, то евангельская церковь вполне могла бы заменить упраздняемое православие, о котором шла «слава» идейного пособника царизма и вместе с ним угнетавшего трудовой народ России.
Однако со смертью Ленина власть в руки взял Сталин, для которого на первое место встала идея классовой борьбы. Он поддержал те силовые структуры страны (напр. ВЧК), которые рассматривали евангельские церкви (как и любую религию) «врагами народа», занимающиеся под маской лояльности Советской власти «антисоветской деятельностью буржуазных и мелкобуржуазных партий и групп», называя их «церковниками и сектантами». Начались репрессии. В марте 1921 года Всероссийский съезд сельскохозяйственных и производственных объединений (преимущественно баптистов) констатировал, что «тюрьмы, концентрационные лагеря и прочие места заключения вновь начинают наполняться мучениками за веру, не желающими по своим религиозным убеждениям или велению совести продолжать участвовать в военном деле».К тому времени безнадежно больной Ленин уже находился под контролем Сталина, постепенно устранявший вождя мирового пролетариата от управления страной. Многое ему докладывали уже в искаженном виде, заставляли принимать заведомо неверные решения. Так случилось и с итогом Всероссийского съезда евангельских организаций. Ленин посчитал резолюцию вызовом Советской власти и дезавуировал дарованные льготы пацифистам.
Для Евангельских общин Сибири первым правовым актом местных властей стало постановление Сибревкома от 20 апреля 1920 г., по которому все меннониты Сибири добились права исполнять заменяющие военную службу работы, в частности, по сельскому хозяйству. Но документ так и не вступил в законную силу, будучи оспоренным органами ОГПУ. С 1921 года начались репрессии верующих, вплоть до расстрелов активистов и разгона общин. Чекисты внушали гражданам России, что «особо существенный вред» советскому строю наносят баптисты и евангельские христиане «своим отказом от воинской службы». К 1923 году в результате широкомасштабной репрессивной операции в Сибири была фактически прекращена деятельность всех протестантских конфессий, их имущество было конфисковано. Часть общин перешла на нелегальную деятельность, что еще более усилило «убеждение» власти об их «антисоветском» характере. С этой поры выявление и разгром нелегальных общин стало самоцелью ОГПУ, НКВД, КГБ, и первыми ощутили на себе усиленные репрессии баптисты – как наиболее многочисленная и хорошо организованная конфессия. Формальной причиной тому стало проведение в 1922 г. в Омске нелегального Всесибирского съезда баптистских общин, хотя верующие настойчиво просили власти разрешить собрание. Следом за баптистами в 1923г. Был ликвидирован легальный Сибирский Союз евангельских христиан (133 общины, 2450 членов). Косвенно пострадали меннониты и молокане.
Однако не смотря на победный отчет руководства Сиботдела ОГПУ-НКВД, религиозные конфессии продолжали действовать, руководствуясь статьей Конституции РСФСР о свободе вероисповедания, что не давало чекистом в отдельных случаях доводить репрессивный дела до конца. До суда доходили такие дела, в которых акцент делался на антисоветскую деятельность или на нарушение уставов общин. Это привело к замедлению действия репрессивной машины. Антирелигиозная кампания начала сворачиваться под напором поступающих в Москву жалоб верующих на нарушение властями законодательных актов государства. Создавшийся ореол мучеников за веру в глазах международной общественности советской власти был не кстати. Уже в июле 1923 года Сиббюро ЦК РКП (б) предписал всем губкомам РКП (б) «прекратить систему административных репрессий, не препятствовать регистрации общин, давая возможность им легализоваться, чтобы они находились в поле нашего зрения». Через месяц подобный документ принял ЦК РКП (б) за подписью И. Сталина. В нем осуждались перекосы, а вина возлагалась на местные органы власти.
Все это привлекло к резкому росту религиозных общин Евангельских конфессий. Уже на 1 октября 1923 г. Количество баптистов увеличилось с 3191 чел. до 13 3444 евангельских христиан с 2734 до 3018, зарегистрировано 26 общин молокан (2781 чел.), 12 общин меннонитов (1330 чел) и т.п. Власть констатировала, что евангельские объединения Сибири представляют «силу численно большую и крепче внутри спаянную, чем наши комячейки и волсоветы». Тем самым была признана победа евангельской церкви, и особенно «завоевание» ею сибирского крестьянства. Даже власть признавала, что в ближайшим будущем эта церковь (напр. баптистская) может заменить в Сибири «мертвую» православную конфессию. И, что самое поразительное, – власть приняла решение отказаться от гонений православия вообще, поставив первоочередной задачей организацию борьбы с «развивающейся волной сектантства».
Новый этап дискредитации евангельских конфессий начался уже по линии ЦК ВКП (б). При обкомах и крайкомах создавались специальные тройки уполномоченных для координации репрессивной деятельностью, организована широкая сеть осведомителей из каждой конфессии. Цель – добыча сведений об антисоветской подрывной деятельности, связь с иностранной разведкой, шпионаже против СССР и т.п. Теперь даже жалобы на нарушение властью законов были поводом для репрессий. Прошедший IX съезд евангельских христиан был вынужден признать требования власти о прохождении верующими военной службы, но без взятия в руки оружия. Приняв в 1924 году делегацию евангельских христиан, И.В. Сталин сказал: «В военном деле вы нам не помощники, а в мирном строительстве мы вас знаем как людей честных и трудолюбивых». С этого времени власть пришла к решению о необходимости эксплуатации «религиозников» в качестве источника дешевого принудительного труда, собрав из них особые «трудовые части» и «части тылового ополчения». С 1930 г. Дело началось с добровольного приглашения пацифистов, но постепенно переросло в принудительный военизированный труд.
Пик антирелигиозной борьбы в Советской России пришелся на 1929 – 1930 гг. В ходе идеологического обеспечения антирелигиозной политики была организована широкая акция, направленная на формирование в общественном сознании образа врага – сектанта: классового врага, совратителя молодежи, вредителя и убийцы, развратника, пьяницы и сифилитика, мракобеса и фанатика, прокаженного, вездесущего врага. Их молитвенные дома преподносились как штабквартиры контрреволюции. Сектант – более гибкий, опытный, хитрый и популярен в народе враг, чем православный христианин, уже не представлявший опасности для Советской власти. В результате большинство общин было разогнано, активисты арестованы, молитвенные дома передавались под народохозяйственные нужды. Судебные процессы над верующими превратились в массовые политические шоу.
Однако Советская власть вновь сделала нелогичный шаг. На VIII Чрезвычайном съезде Советов 1936 г. не прошла поправка в Конституцию, ущемляющая избирательные права верующих. Это привело к новому оживлению жизни «церковников». Но на самом деле это была провокация власти. Развернувшаяся в печати дискуссия о том, что «сектанты» на фоне запущенной антирелигиозной работы пытаются использовать «Сталинскую Конституцию» и выборы в Верховный Совет СССР в своих контрреволюционных интересах, вылилась якобы во всенародный призыв навсегда покончить с «церковниками». Репрессии начались сразу же после Пленума ЦК ВКП (б) 1937 года, чему и был посвящен приказ наркома НКВД СССР Н.И. Ежова об уничтожении последних «несоциалистических элементов», как зачинщиков «всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений». Вся кампания в Сибири была проведена до конца того же 1937 года и в начале 1938-го. Религиозные общины евангельских христиан добивались как «шпионско-диверсионные организации Сибкрая», якобы работавшие на Германию и Японию. И только в период с1939-1945 годов репрессии временно прекратились. Они возобновились лишь через десятилетие, но уже не имели прежнего масштаба.
Евангельский христианский протестантизм выдержал тяжелое испытание веры и испытывает сегодня новый, и более значительный подъем конфессии, все увереннее тесня с занимаемых позиций поддерживаемые государством так называемые традиционные религии – православие, буддизм и мусульманство. Об этом красноречиво свидетельствует неуклонный рост общин, храмов и числа верующих.