Example Frame
Главная | КРАЕВЕДЕНИЕ | О ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛЕ БАРГУДЖИН-ТОКУМ

О ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛЕ БАРГУДЖИН-ТОКУМ

Данная статья взята из журнала "Баргуджин-Токум" если вы хотите приобрести весь журнал пишите на: burtokum@mail.ru, burtokum@yandex.ru или звоните по телефону: +79246599801, +79247589008, +79025637951, городской +7(3012)63-79-51 - цена за номер 150 руб. без пересылки

Василий Найдаков,

доктор филологических наук, профессор.

Николай Дамдинов,

народный писатель Бурятии.

 


В связи с избранным логотипом нашего журнала редакция время от времени будет публиковать мнения прошлых и настоящих исследователей по этому поводу. Сегодня мы помещаем давнюю статью доктора филологических наук, профессора, директора Бурятского института общественных наук СО АН СССР Василия Цыреновича Найдакова и народного писателя Бурятии Николая Гармаевича Дамдинова, которую они опубликовали около 20 лет тому назад в газете «Правда Бурятии» в память ушедшего из жизни ученого-литературоведа Ц.-А. Дугар-Нимаева. Теперь нет в живых и самих авторов. А посему перепечатка статьи В.Ц. Найдакова и Н.Г. Дамдинова – наш долг почтения памяти и их самих.

***

Заманчиво и загадочно звучало издревле название: Баргуджин-Тукум[1]. Хотя, если разобраться, особой загадки тут нет. Сегодня исследователи в общих чертах правильно отвечают на вопрос, где располагалась в древности эта земля. Необходимо уточнить детали, внимательно вчитываясь в источники. А источники по данному вопросу, авторитетные и надежные, имеются.

В «Сокровенном сказании монголов» и в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина в главах и разделах, посвященных истории монголов, достаточно ясно сказано, где находилась эта земля. Написание «Сокровенного сказания» относится к 1240 году (дата завершения работы). Выдающийся иранский ученый Рашид-ад-дин жил, можно сказать, в ту же эпоху: он родился в 1247-м, умер в 1318 году. Последние девятнадцать лет своей жизни он был визирем монгольских ильханов: Газан-хана и Ульдзейту-хана. Неведомый нам автор «Сокровенного сказания», который в ходе повествования иногда отзывается о людях Чингисова дома как о «наших», был, безусловно, высокообразованным выходцем из ближайшего окружения Чингисхана и его сыновей, в частности, Угэдэй-хана – вероятного инициатора создания крупнейшего историко-художественного письменного памятника культуры монголов XIII века.

Таким образом, свидетельство безымянного автора «Сокровенного сказания» и Рашид-ад-дина – это свидетельства людей, отлично разбиравшихся в тогдашнем монгольском мире, находившихся, благодаря своему положению, в курсе событий того времени и знавших, где какие племена жили. Эти люди хорошо знали, где находится земля Баргуджин-Тукум.

Значительный интерес представляют экзотические рассказы венецианского путешественника Марко Поло, который вместе с отцом и дядей 17 лет служил при дворе императора Хубилая, занимая высокую должность, и многое знал о землях монгольского мира. Надо только помнить, что Марко Поло по возвращении на родину попал в генуэзскую тюрьму, где рассказал об увиденном в Китае товарищу по заключению, тот записал его рассказы на французском языке, и эти записи составили знаменитую в веках книгу. Естественно, могли быть неточности. Более того, Марко Поло, наряду с достоверными  и важными сведениями, всерьез повторяет обычные для того времени небылицы о людях с песьими головами, якобы обитающих в тех далеких землях. Упомянул Марко Поло и о равнине Бангу (Баргу – Баргуджин-Тукум). Он помещает ее (на основании услышанного) «на север от Каракорона (Каракорума) и от Алтая», от того же места, где … «хоронят татарских царей…» Он также сообщает, что «народ тамошний дикий и зовется Мекри; занимаются скотоводством, много у них оленей; нравы их и обычаи те же, что у татар…», что «зимою от великого холода там не живут ни зверь, ни птица» (см. записки ИРГО по отд. Этнографии И.П. Минаева. Путешествие Марко Поло. Перевод с фр. Текста. СПБ, 1902, с.92-93). Расплывчатость географических указаний Марко Поло мало помогает в поиске местоположения Баргуджин-Тукума. Более конкретны сведения, содержащиеся в «Сокровенном сказании», и в труде Рашид-ад-дина.

В «Сокровенном сказании» о девице Алун-гуа написано: «ее отцом был предводитель хори-туматов Хорилардай-мэргэн, а матерью была красавица Баргуджин-гуа, дочь Баргудай-мэргэна, властелина дальней земли Баргуджин-Тукум» (раздел 1, §8). Обратим внимание на определение: дальняя – «Хол Баргуджин-Тукум».

Говоря об этом регионе, Рашид-ад-дин пишет, что там обитают племена Баргут, Хори, Тулас, что племя Тумат (Тумэт) также ответвилось от них. «Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища находятся на той стороне реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Тукум».

В тех пределах сидело множество (других) племен: ойрат, булагачин, кэрэмучин и другое племя, которое они называют хой-инурянка (урянха), - также было близко к этим границам (Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Том 1, кн.1. Перевод с персидского Л.А. Хетагурова. ИВ АН СССР, М-Л. 1952, с.121). Рашид-ад-дин далее подчеркивает, что «в стране Могулистан холод бывает чрезмерным, а в особенности в той ее части, которую называют Баргуджин-Тукум <…> В этих пределах случаются частые грозы… по всяким поводам являются джины<…> В том владении <…> безмерное количество шаманов (кам), <…> в частности, в той области, которая близка к границе отдаленнейшей обитаемости. Эту область называют Баргуджин-Токум. Там шаманов больше всего» (Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1, кн.1, с.157).

В приведенных отрывках отметим три момента. Во-первых, указание: «На той стороне Селенги». Представим реку Селенгу от места впадения в нее реки Хилок (где обитало монгольское племя меркитов) до впадения Селенги в Байкал (реку Селенгу на территории собственно Монголии не будем рассматривать: она не могла обозначаться как «край места и земель, которые населяли монголы», «как граница отдаленнейшей обитаемости»). Итак, берем Селенгу от впадения в нее реки Хилок и до впадения Селенги в Байкал. Если посмотреть на Селенгу в этой ее части из столицы монгольского государства времен Угэдэя – Каракорума или Харахорина (находившегося в 400 километрах западнее нынешнего Улан-Батора), то «на той стороне Селенги» будет находится территория, расположенная по правую сторону реки Селенги. И тем более она будет «по ту сторону», если посмотреть из ставки ильхана, скажем, откуда-нибудь из Шираза.

Во-вторых, «граница отдаленнейшей обитаемости». Нынешние Кяхтинский, Селенгинский, Бичурский, Мухоршибирский районы, нынешние Агинский автономный округ и большая часть Читинской области (примыкающая к Бурятии с юга) – эти земли, на взгляд с берегов Толы, Орхона, Онона, Керулена, не являлись для тогдашних монголов «границей отдаленнейшей обитаемости». Значит, Баргуджин-Тукум располагался «на той стороне Селенги», но дальше на север, северо-восток.

В-третьих, «сильные холода зимой» (о которых упоминает и Марко Поло). Холода зимой не так сильны в южных районах нынешней Бурятии. Морозы трескучи зимой на севере от линии: Улан-Удэ – Хоринская степь – Еравнинский район (вечная мерзлота) – к долине реки Баргузин. В этом обширном регионе – в ту пору непроходимо лесном – летом, естественно, часто бушевали грозы. И относительно множества шаманов также ясно: XII-XIII века, в эти отдаленнейшие края еще не проникли т.н. мировые религии, убогие жилища…одежда из звериных шкур… страх перед непонятными грозными силами природы, язычество, суеверие, засилие шаманов.

Обратимся снова к «Сокровенному сказанию». Из него можно понять по интересующему нас вопросу следующее. Во время войн между монгольскими племенами, когда Чингисхан объединял их в единое государство, потерпевшие поражение вожди, спасаясь, укрывались в Баргуджин-Тукуме. Ввиду отдаленности этой земли, а также труднопроходимости дремучих лесных чащ, преследование бежавших туда прекращалось. В третьей главе «Сокровенного сказания», в эпизоде под номером 109, говорится: когда Темучин, Тоорил-хан (Ван-хан) и Джамуха одержали победу над меркитами, то вождь меркитов «Тохтоа вместе с Увас-Меркитским Даир-усуном и небольшим числом людей поспешно бежал вниз по реке Селенге в страну Баргучжинскую» (перед. С.А. Козина, Улан-Удэ, 1990. С.39).

В пятой главе, в эпизоде 157, рассказывается о том, как Тоорил-хан (Ван-хан) повторно напал на меркитов, сразился с успевшим вернуться из побега Тохтоабеки и снова прогнал того в сторону Баргуджин-Тукума (там же, с.64).

В десятой главе «Сокровенного сказания», в параграфе 244, сообщается о том, что некто Жибогэ Джалаирский, когда Чингисхан передал его в подданные своему брату Хасару, «бежал в страну Баргуджин».

Таковы достаточно подробные указания относительно Баргуджин-Тукума, или страны Баргуджин, в труде Рашид-ад-дина и в «Сокровенном сказании».

Перед тем, как сделать заключение, обратим внимание на следующее обстоятельство. Названия гор, рек, долин упоминаемые в трудах древних авторов, в большинстве случаев отличаются постоянством, они удерживаются на протяжении столетий. Реки Керулен, Онон, Селенга, Хилок, как назывались в XII-XIII веках, так и до сих пор сохраняют свое название. Гора Бурхан-халдун и сегодня стоит там же, в Монголии, местность Дэлюн-Болдок сохранила свое название до сих пор. Не является видимо, исключением и местность, называемая ныне Баргузинской долиной. То есть нельзя считать, что между «дальней страной Баргуджин», «Баргуджин-Тукумом» и нынешней долиной реки Баргузин нет никакой связи. Связь есть, хотя бы то, что название Баргузинской долины пришло к нам из седых времен. В летописи Вандана Юмсунова, к примеру, говорится о том, как в незапамятные времена предки хоринских бурят, под натиском враждебных племен, вынуждены были бежать от них в Баргузинскую долину и жить некоторое время там. Связь есть. Другое дело, что эта небольшая долина не могла представлять собой всю обширную землю Баргуджин-Тукум. Она являлась частью Баргуджин-Тукума, его северной окраиной. Это отмечает профессор А.А. Семенов. В примечаниях к «Сборнику летописей», отождествляя Баргуджин-Тукум с нынешним Баргузином, он со ссылкой на энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона пишет: «Баргузинский округ – самый северный в Забайкальской области; климат здесь весьма суровый; местность гористая, большей частью покрытая лесами» (Рашид-ад-дин, том I, кн.1, с.150).

А.И. Востриков во введении к «Летописи баргузинских бурят» также отмечает, что «эта страна, судя по всем сообщаемым о ней сведениям, представляется обширнее, чем сравнительно небольшая площадь, занимаемая бассейном р.Баргузин» (Летопись баргузинских бурят, тр. ИВ АН СССР, М-Л, 1935, с.8).

Общий контур земли Баргуджин-Тукум мы получим, если будем осторожно, сверяясь с источниками, «приращивать» к нынешней Баргузинской долине территории, непосредственно примыкающие к ней с юга и юго-запада.

В свое время академик В.В. Бартольд высказал мнение, что под страной Баргуджин-Тукум подразумевалось Забайкалье (см. прим. в указ. изд. Путешествия Марко Поло. С.82, 92). Это очень близкое к истине предположение было активно поддержано А.И. Востриковым: «Можно считать несомненным заключение акад. В.В. Бартольда, что под названием страны Баргу или Баргуджин писателям XIII века было известно Забайкалье» (Указ. введение, с.8-9). Оно, думается, может быть «принято за основу». Сделав в предположении академика некоторые уточнения, мы получим искомый ответ.

Южная часть Забайкалья (нынешние Агинский автономный округ, большая часть Читинской области), нынешние Кяхтинский, Селенгинский, Бичурский, Мухоршибирский районы, близко соседствующие с тогдашней собственно Монголией, не могли быть названы в ту пору «дальними землями», «краем обитаемости», то есть не являются Баргуджин-Тукумом.

Направление, в каком надо искать Баргуджин-Тукум, мы знаем: «вниз по Селенге» и «на той стороне реки Селенги». Вот в этом обширном лесном крае, представлявшемся в ту пору краем земель, и обитали в рассматриваемую пору родственные монголам племена баргут, хори, тулас, тумэт (тумат). Самым северным пределом этой земли была Баргузинская долина. Прирастим к ней территории примыкающих к ней нынешних Еравнинского, Хоринского, Кижингинского, Заиграевского, Прибайкальского, Кабанского районов (все они расположены «по ту сторону Селенги» - по правую сторону этой издревле известной, полноводной реки, послужившей в нашем поиске надежным ориентиром) и мы получим территорию древнего Баргуджин-Тукума.

А назывался Баргуджин-Тукумом этот обширный край предположительно с XII века до конца XIV века. Постепенно название стало забываться. Земли, некогда составлявшие Баргуджин-Тукум, начинают обретать собственные названия. К XVI веку название Баргуджин-Тукум уже не употребляется. Но память об этой стране осталась в названии долины, некогда составлявшей небольшую окраинную часть страны Баргуджин-Тукум.



[1] В разных источниках топоним Баргуджин-Токум пишется и как Баргуджин-Тукум. Поэтому и исследователи придерживаются разного мнения о правильности написания древнего слова.

ИНФОРМАЦИЯ

Мы в соцсетях



МРО "Евангельская Христианская Церковь г. Улан-Удэ"

Продвигайте также свою страницу








Анализ интернет сайта

Контактная информация

670013, г.Улан-Удэ, Респ. Бурятия.
ул.Ключевская, 4Д

ИНН/КПП 0323099950/032301001
ОГРН 1020300000599
тел. +7 (3012) 41-65-04, 41-65-06

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна.
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы    Христианская газета'Колокол'                Портал Credo. Непредвзято о религии