«ВАЛ ЧИНГИСХАНА»Данная статья взята из журнала "Баргуджин-Токум" если вы хотите приобрести весь журнал пишите на: burtokum@mail.ru, burtokum@yandex.ru или звоните по телефону: +79246599801, +79247589008, +79025637951, городской +7(3012)63-79-51 - цена за номер 150 руб. без пересылки
Дашинима Дамдинов, доктор исторических наукОдним из самых загадочных археологических памятников Забайкалья является так называемый «вал Чингисхана». Начинаясь с территории Китая, он пересекает р.Аргунь, затем идет по холмистому левобережью на участке Кайластуй – Маньчжурия, потом доходит до озера Далай-нор и еще сотни километров следует по левому берегу р.Керулен, где близ восточных предгорий Хэнтэйского хребта поворачивает на север и обрывается у реки Чикой напротив бурятского села Алтай. Вал этот столь значителен по протяженности и эффектен с земли, что его изображают на всех географических картах Монголии, Китая и России. Народная молва приписывает его сооружение Чингисхану во время создания им Великого Монгольского государства. Но зачем тогда понадобилось монголам отделять от своего государства пограничной укрепленной линией коренные земли по Онону? И какая была нужда сооружать ее в Прихинганье но направлению к Тихому океану, поскольку эти территории находились в ведении Киданьской империи? В свое время я обследовал «вал Чингисхана», пройдя пешком десятки километров участок на российской территории: от города Забайкальска до Приаргунска. Даже сегодня каменное сооружение впечатляет. В разных местах в вал встроены караульные пограничные заставы древних кочевников, а возле Кайластуя имеется даже целый город, состоящий из развалин строений, причем среди обширной селитьбы выделяются некие общественные «здания», окруженные до сих пор высокими земляными валами. И, что, интересно, вдоль всего вала хорошо сохранилась древняя дорога, по которой ходили пограничные дозоры. С археологом Читинского педагогического университета Е.В. Ковычевым мы произвели шурфовку внутри одного из таких строений, и получили четкое подтверждение о киданьском времени памятника. Следовательно, «вал Чингисхана» - это северная пограничная линия Киданьского государства, за несколько веков существовавшая до образования Великой монгольской империи. Образно говоря, это своеобразный аналог Великой Китайской стены, с помощью которой «цивилизованные» китайцы защитили свои земли от набегов «северных варваров». Нечто подобное, вероятно, существовало и у киданей. К сожалению, этот интересный памятник не изучен, пограничные заставы не раскапывались, хотя подъемный археологический материал очень выразителен и интересен. К тому же безлюдность местности сохранила памятники в таком виде, словно они заброшены недавно. Например, глинобитные стены сторожевых постов дают представление, где находились двери, окна, какова высота жилых помещений и их вместимость. Да и сами ямы полуземлянок с учетом рухнувших крыш достигают двух метров. Впечатление о как бы «застывшем» времени (которому свыше 1000 лет!) вполне реальное. Дашинима Дугаров также интересовался данным памятником. Он собрал о нем ряд материалов, которые достойны вовлечения в краеведческие исследования. Его статья на эту тему была опубликована в газете «Правда Бурятии» более 16 лет тому назад, 26 декабря 1995 года, и сегодня забыта современниками. Публикуя ее в журнальном варианте, должен заметить, что летописных и фольклорных материалов гораздо больше, чем их вместили узкие рамки газетной статьи. А.В. Тиваненко *** Если пролететь над обширной территорией Маньчжурии, нашего Забайкалья и Монголии, можно увидеть уникальный исторический материальный памятник, измеряемый во времени в тысячелетиях и тысячами километров в пространстве. Это разрушенные веками грандиозные земляные сооружения, простирающиеся от хребтов Хингана до Афганистана. Свое название этот исторический материальный памятник получил в честь Чингисхана – полководца, основателя Монгольской империи. Но истинная история его восходит во времена гораздо ранние. Он был построен и строился за несколько веков до рождения Чингисхана как военное сооружение народа той эпохи. Постараемся проследить сегодня историю «вала Чингисхана» на основании легенд и исторических источников. По китайским письменным источникам предполагается, что построили эту стену кочевые народы из группы дунху. (В.С. Таскина. «Материалы по истории древних народов группы дунху». - М., 1984 г.). на наш взгляд, подробнее об этом говорится в работе В.А. Кормазова «Барга» (Харбин, 1928 г.). в частности там пишется: «О вале Чингисхана существует много легенд. Одна из них, которая существует среди забайкальцев, гласит, что вал был построен одним из могущественных богдыханов для своей дочери. Когда у него родилась наследница, по обычаю того времени богдыхан собрал мудрецов и высшее духовенство своего необъятного государства с тем, чтобы они приоткрыли завесу ее будущей жизни. После долгого совещания мудрецы доложили богдыхану, что его дочери грозит опасность со стороны солнечных лучей. Она всю свою жизнь должна избегать их. Встревоженный богдыхан повелел сразу же приступить повсеместно к постройке земляной стены, которая бы заслоняла солнечные лучи и вблизи которой можно было бы ездить, не боясь их. Вал сохранился до сих пор. Он имеет направление с востока на запад: начинается от Великого океана, пересекает Амурскую область, проходит Северную Маньчжурию, пересекая реки Амур и Аргунь, между Дуровским и Калайстуевым поселками, входит в Забайкалье, затем опять пересекает реку Аргунь, в восьми километрах севернее станции Маньчжурия и через станцию Забайкальск направляется в Западную Монголию. Следы его есть в Афганистане и Персидском государстве». «Ученые записки историко-филологического факультета во Владивостоке» (1919 год) происхождение вала связывают с тунгусским князем Гантимуром. Предание гласит, что когда Гантимур со своим сыном и великим шаманом рода Кальтатр перекочевывал с реки Нонни на запад, то прокладывал себе дорогу по левую сторону реки Гана. От рытья земли образовался вал. Городки же так же, как и в первой легенде, - его остановки. Но это только легенды. Нам представляется более вероятная версия монголоведа А.М. Баранова, что так называемый «вал Чингисхана» есть не что иное, как граница государства тунгусского племени Тоба, жившего в этих местах за тысячу лет до Чингисхана. Этот вал иначе называют Кропоткинским трактом в честь князя П.А. Кропоткина, который совершил путь со своей экспедицией от Старого Цурухайтуя до Мергела (1852-1864 гг.), делал попытки произвести раскопки старинных городков. До него же раскопки производили забайкальцы-казаки, добывая для своих печей старинный кирпич. Найденные каменные плиты взяты для украшения Ново-Цурухайтуйской церкви. До сих пор сохранились развалины ее построек. Здесь же лежат гранитные подставки от колонн. Наконец, приведем еще одну легенду, связанную с вышеприведенными. «Вал Чингисхана» - широкий земляной вал со рвом, протянувшимся из Монголии в Приаргунье по линии Забайкальск – Абагайтуй – Кайластуй. Людская молва в прошлом происхождении этого вала, как и многих других феноменальных явлений, связывает с именем Чингисхана. Вал под этим наименованием помечен на современных картах Читинской области. Г.Миллер (XVIII век) писал, что тунгусы и монголы древние укрепления по Аргуни, в районах Цурухайтуй – Абагайтуй, называли Керим, то есть монгольский хэрэм, что значит «крепостная стена», «вал», «пояс», «укрепления» (букв. Хэрэм – «пояс-ремень» ). О происхождении и возрасте вала до сих пор в истории нет ясности». (М.Н. Мельхеев. Географические названия Восточной Сибири (Иркутская и Читинская области) Иркутск, 1969, с.94).Как нам представляется, долговременные грандиозные земляные укрепления и строительство крепостей и городов из кирпича и с черепичными прикрытиями могли быть выстроены киданями. Из истории Монголии известно, что кидани-скотоводы, за исключением знати, обязаны были обслуживать почтовых курьеров, пасти скот императорской семьи, обслуживать перевозку зерна и других продуктов, предоставлять для этой цели транспортные средства. Кроме того, кочевое население обязано было нести службу в пограничных военных гарнизонах. Весьма обременительной повинностью было обязательное участие кочевников в императорской охоте. Попавшее под власть киданей оседлое население выполняло государственные повинности на строительстве городов, дворцов, храмов, дорог, ремонте плотин и других работах. К эксплуатируемым относились государственные феодальные зависимые «податные», крепостные «иноязычные» (некиданьские кочевники) и «пленные» семьи («пленные китайцы»), которых насильно поселяли в разных местах империи Ляо. Самой бесправной частью эксплуатируемого населения были рабы. Подавляющая часть их состояла из военнопленных различных этнических групп. Рабы использовались на различных работах киданьским императорским домом, а также дворцовой знатью, крупными чиновниками и духовенством (в основном буддийские монахи). (История Монголии. М., 1983 г.,с.119,120). Так что многие другие археологические памятники Восточного Забайкалья, например, Хуандинский город в долине Урулюнгуя, городок Киркиры и т.д. относятся в основном к киданям. Киданьское государство вынуждено было строить оборонительное сооружение потому, что оно расширяло свою территорию, захватывая землю соседей: на севере – у племен чернотелых шивэй, на западе – у си (кумоси).
|