Example Frame
Главная | КРАЕВЕДЕНИЕ | К ВОПРОСУ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ БАРГУДЖИН-ТУКУМА

К ВОПРОСУ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ БАРГУДЖИН-ТУКУМА

Булат Зориктуев,

доктор исторических наук,

(Улан-Удэ)


В письменных источниках по истории монголов
XIII в. наряду со многими географическими терминами часто фигурирует название страны Баргуджин-Тукум. Определение ее местоположения важно для современной науки. Оно позволит полнее представить этнографическую карту расселения племен и народностей Центральной Азии, точнее выявить этнический состав населения в различных частях этого обширного региона, правильнее понять многие проблемы монгольской истории и истории сопредельных народов в указанный период. Исследователи в своих трудах пытались определить местонахождение Баргуджин-Тукума, но единого мнения об этом до сих пор нет. Так, Г.Е. Грумм-Гржимайло считал, что названием Баргуджин-Тукум обозначались Саяны и северные пределы Хангая1.

Н.Н. Козьмин полагал, что Баргуджин-Тукумом называлась территория, расположенная к востоку от Селенги. По его предположению, это была обширная страна, в которую входила даже область «Онанкеруле» Рубрука, а восточной ее границей являлся Хинганский хребет2.

Г.В. Ксенофонтов, отталкиваясь от эвенкийского слова «Баргииджин» — «та сторона» и руководствуясь соображением о ходе монгольских завоеваний с востока на запад, пришел к заключению, что для монголов «той стороной» мог быть западный берег Байкала, следовательно, Предбайкалье и являлось Баргуджин-Тукумом3.

Б.Б. Барадин, напротив, относил Баргуджин-Тукум на восточную сторону Байкала и высказал предположение, что так именовались лесные и горные районы Забайкалья4.

Несколько уже, бассейном Баргузина на северо-западе Забайкалья, ограничил Баргуджин-Тукум А.А. Семенов5.

А.П. Окладников, более критически подойдя к источникам, пришел к выводу, что в средние века Баргуджин-Тукумом назывались районы, прилегающие к Байкалу, т.е. к Прибайкалью. Он полагал, что в Предбайкалье в пределы Баргуджин-Тукума входило Приангарье, а в Забайкалье — низовья Селенги6.

Во многом похожей точки зрения придерживался Г.Н. Румянцев. Но он в своих взглядах был не совсем последователен, что не позволяет четко определить его понимание данного вопроса. В одном случае Г.Н. Румянцев название Баргуджин-Тукум отождествлял с долинами Ангары и Лены в Предбайкалье и Баргузина в Забайкалье, в другом в его границы им включался Секиз-Мурэн (Восьмиречье)7, который современными исследователями идентифицируется с верховьями Енисея.8

Н.П. Егунов границы Баргуджин-Тукума определяет шире. Он считает, что под этим названием следует подразумевать Приангарье, земли вплоть до Енисея, верхний бассейн Лены и все Западное Забайкалье9.

Предположения А.П. Окладникова, Г.Н. Румянцева и Н.П. Егунова в наибольшей степени соответствуют данным письменных источников. Но они нуждаются в уточнениях. Необходимо выяснить, входили ли в пределы Баргуджин-Тукума верховья Енисея (Секиз-Мурэн), охватывал ли Баргуджин-Тукум Западное Забайкалье полностью или ограничивался в своей восточной части только низовьями Селейги.

Правильному определению границ Баргуджин-Тукума помогают «Сокровенное сказание» и «Сборник летописей» Рашид-ад-дина. Говоря о территории, занятой тюркским народом киргиз, Рашид-ад-дин пишет: «Киргиз и Кэм-Кэмджиут — две области, смежные друг с другом; обе они составляют одно владение». Далее он сообщает, что Кэм-Кэмджиут «одною стороною соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница — с рекой Селенгой, где сидят племена тай-джиутов; одна сторона соприкасается с бассейном большой реки, которую называют Анкара-мурэн... Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов»10.

Из приведенных текстов видно, что области Киргиз и Кэм-Кэмджиут, охватывая современную Хакасско-Минусинскую котловину и хребты Танну-Ола, Саяны и заключенную между ними долину Енисея11, простирались на юг и восток до северных предгорий Хангая, до рек Ангары и Селенги, за которыми начиналась населенная монголоязычными племенами страна Могулистан. В какой части этой страны располагался Баргуджин-Тукум, где жили, как показывают источники, «лесные» монгольские племена? Прежде всего обращает на себя внимание сообщение Рашид-ад-дина о том, что у самого края страны киргизов в местности Баргуджин-Тукум жили племена булагачинов и кэрэмучинов12. В современной науке о булагачинах и кэрэмучинах прочно утвердилось мнение как о протобурятских племенах, исконно живших в бассейне Верхней Ангары и Лены. Поэтому имеются все основания предположить, что данная территория, располагавшаяся рядом со страной киргизов, по всей вероятности, составляла западную окраину Баргуджин-Тукума.

Судя по источникам, монголами названием Баргуджин-Тукум обозначалась территория восточнее оз. Байкал. В «Сокровенном сказании» сообщается: «Они (Темуджин, кереитский Тоорил-хан и его брат Чжаха-Гамбу. — Б.З.) выступили из Ботоган-боорчжи... и в степи Буура-кеере ударили на Тохтоа-беки... Тохтоа, вместе с Увас-Меркитским Даир-Усуном и небольшим количеством людей, поспешно бежал вниз по реке Селенге в страну Баргучжинскую»13. В «Сборнике летописей» место, куда бежали меркиты, указано следующим образом. Там говорится, что когда кереитский Он-хан разбил в сражении меркитов, то предводитель последних Токта-беки бежал в местность, называемую Баргуджин, а эта местность расположена выше реки Селенги, на востоке Монголии, — к одному из монгольских племен, которое называют баргут»14. По всей видимости, в «Сокровенном сказании» речь идет о низовьях Селенги, в «Сборнике летописей» — о современной Баргузинской котловине в Бурятии, которая действительно расположена выше, дальше Селенги, если ориентироваться со стороны Монголии, и где, согласно многочисленным местным легендам и преданиям, жили во многих отношениях загадочные баргуты.

Таким образом, в монгольской историографии XIII в. названием Баргуджин-Тукум обозначался достаточно обширный регион по обе стороны Байкала. В Предбайкалье он охватывал бассейн Верхней Ангары и Лены, в Забайкалье — Баргузинскую котловину и низовья Селенги. Не исключено, что крайней восточной границей Баргуджин-Тукума являлись Яблоновый хребет и его отроги, выходящие в степные районы Приононья. За указанные пределы территория Баргуджин-Тукума, судя по всему, не выходила. Она составляла северную периферию монгольского мира, местоположение ее соответствовало высказыванию Рашид-ад-дина, что Баргуджин-Тукум находился «на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы»15.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. – Л.,1926. – Т.2. – с.415-416.

2. Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. – Верхнеудинск, 1926. – с.23.

3. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. – Иркутск, 1937. – Т. с. 425.

4. Барадин Б.Б. Бурят-монголы//Бурятоведение. – 1927. - №3-4. – с.45.

5. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. – М., Л., - Т.1, кН.1. – с.74, прим.3.

6. Окладников А.П. Очерки истории западных бурят-монголов. – Л., 1937- с. 310.

7. Румянцев Г.Н. К вопросу о происхождении бурят-монгольского народа // Зап.Бурят-Монгольского н.-и. ин-та культуры. – Улан-Удэ, 1953. – Вып.17.- с. 49; Он же. Происхождение хоринских бурят. – Улан-Удэ, 1962. – с. 140.

8. История Тувы. – М., 1964. – Т.1. – с. 392; Рашид-ад-дин. Сборник летописей. – Т.1, кн. 1. – с. 118, прим. 6; Савинов Д.Г. К вопросу этнографии севера Центральной Азии в предмонгольское время // Проблемы отечественной и всеобщей истории. – Л., 1973. – Вып. 2. – с. 26.

9. Егунов Н.П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа. – Улан-Удэ, 1984. – с.240-241.

10. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. – Т.1, кН.1. – с. 150.

11. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. – М., 1984. – с.84; История Тувы. – с. 171.

12. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. – Т.1, кн.1. – с. 122.

13. Козин С.А. Сокровенное сказание. – М.; Л., 1941. – с.102-103.

14. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. – Т.1, кн. 2. – с. 111.

15. Там же. – Т.1, кн. 1. – с. 121.

 

ИНФОРМАЦИЯ

Мы в соцсетях



МРО "Евангельская Христианская Церковь г. Улан-Удэ"

Продвигайте также свою страницу

Телеканал ТБН-Россия






Анализ интернет сайта

Контактная информация

670013, г.Улан-Удэ, Респ. Бурятия.
ул.Ключевская, 4Д


тел. +7 (3012) 41-65-04, 41-65-06

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна.
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы    Христианская газета'Колокол'                    Портал Credo. Непредвзято о религии