Введение в серию по посланию к Евреям "Иисус - лучше". (Евреям 1:1-2а) Сэм Стормс 09 марта 2014г Bridgewayцерковь, Оклахома сити, США Евреям №1 Конспект ПРОПОВЕДИ Введение в серию по посланию к Евреям "Иисус - лучше". (Евреям 1:1-2а) Сегодня мы открываем новую серию проповедей по посланию к Евреям. Если вы еще не изучали послание к Евреям, я ободряю вас вложить ваше время на эту прекрасную книгу. Мы будем в теме около года, я еще не уверен, но скорее всего это будет более, чем год. Я проповедовал серию по этому посланию более 20 лет назад, где-то около 23 лет тому. Там было более сорока посланий. Недавно я глубоко засел за исследование и решил вернуться к этой важнейшей книге. Расширил темы, думаю, у нас впереди этот год - Евреям. Итак, мы в этом послании теперь годика на полтора. Я не говорю о двух годах, поверьте! Для Джона Пайпера потребовалось 8 лет, чтобы проповедовать по посланию к Римлянам. Почему бы мне полтора года по Евреям не проповедовать? С К слову, Мартин Ллойд Джонс, проповедовал в Англии по тому же посланию к Римлянам 12 лет, и так не завершил серию. Евреям первая глава. Откройте вашу Библию. Я надеюсь, вы будете приносить с собой вашу Библию. Вы вы сможете подчеркивать места, отмечать вопросы и углубляться вглубь во все вопросы вместе с нами. Если у вас нет Библии, они есть у нас в конце каждого ряда под партой вы найдете их. Мы прочитаем стихи стихи 1-4 первой главы. Мы будем здесь около двух недель. Вот с чего начинает автор: 1 Многократно и многообразно говоривший некогда с нашими отцами через пророков, 2 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему Он отдал в наследие весь мир, через Него сотворил вселенную. 3 Сын есть сияние Божьей славы и отпечаток самой Его сущности. Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах, 4 став настолько же выше ангелов, насколько имя, унаследованное Им, выше их имен. Отец, мы просим, чтобы Ты воссиял светом Твоим во тьму нашего разума и замешательства, и худого мышления, всего того, что затуманивает нашу возможность расслышать Твой голос. Ты воссиял светом, чтобы разогнать любую тьму, и раскрыть познания Сына Божьего. Да будет оно открыто. Открой очи наши, пишет псалмопевец, чтобы мы увидели красоту из твоего слова. Об этом мы просим в Драгоценном Имени Иисуса Почему бы нам не представить этим утром. Представим, что вы проходите мимо. Мимо конверта. Вы предполагаете, взглянув на него, что внутри объемное письмо. Это письмо не вам. Но вы бы хотели, чтобы письмо дошло к получателю. Вы решаетесь взглянуть на лицевую часть конверта, ну лишь надеясь увидеть имя получателя. А на конверте имени получателя нет. Хорошо, решаете вы, тогда мне поможет адрес. "Подождите", решаете, вы "я по адресу отнесу письмо получателя". Но и адреса на конверте тоже нет. Нет его! Не указан ни город, ни индекс, ни область, ни страна. У вас нет и мысли, кому же письмо отправлено. Вы думаете, тогда обратимся к обратному адресу, в левом верхнем углу. Там тоже ничего нет! Нет и подсказки, кто отправитель. Нет намека, где он живет. Конечно, хотя бы почтовая марка мне скажет, когда оно было отправлено. Я бы хотел узнать сроки отправки. А почтового штампа с датами и статистикой вы не найдете. Потому что не было этих штампов в древнем мире. как у нас. Письмо то из первого столетия нашей эры. Вот и вы, с этим конвертиком, нет и понятия, кому оно, куда послано, кем отправлено. Или откуда пришло, кем написано. И вы думаете: "Не знаю, что и делать!" И вы насмеливаетесь и открываете конверт. Думаете, вероятно: "Надеюсь, во вступительных строках будет подсказка, типа: "Дорогому Джону Смиту", или "жителям столицы", или хотя бы: "Всем заинтересованным лицам". Но вы не находите вступительного приветствия. Ваша последняя отчаянная надежда остается и вы говорите себе: "Да, я в конце концов прочитаю завершение письма. Уж там автор обозначит себя. Ведь завершающее прощание должно быть. Типа:" Искренне ваш, Джим" или "С уважением к вам, Аллес". Там тоже ничего такого! И без какой-то зацепки в отношении того, кем, когда кому, от кого, или еще что-то. Вы начинаете читать письмо, все втайне надеясь, что внутри письма вы обнаружите какие то указания на то, кто же автор. Или кому послано. Итак друзья - я только что образно показал вам отношение церкви к посланию к Евреям. Кем было письмо написано:??? Ну... мы не знаем! Когда было это письмо написано?... Ну, мы не знаем! Где это письмо было написако? .. Мы не знаем! Кому оно было написано? ... Мы не знаем! Когда было отправлено? ... Мы не знаем! Да почему же тогда мы затратим год на исследование всего этого?? Вот это я знаю!!! И ответ будет такой: Не менее, чем книги Исайя, Бытие, Псалтырь и Филлипийцам, послание Евреям вдохновлено Богом, оно безошибочно, авторитетно и полезно для нас, и определяюще для нас в вопросах того, как нам жить для славы Божьей. Я нарисовал такую лубочную картинку, перед началом нашей серии. Я не хочу оставить вас в ощущении, что у нас нет никаких намеков на вышепрозвучавшие вопросы. Мы можем смотреть на контекст письма, изучать особенноси стиля, учитывать славарные способности и вокабуляр написавшего. И например, вы посмотрите в свою Библию и прочтете заглавие: "Послание к Евреям". Оно не часть первичного оригинала Писания. Название было добавлено к тексту примерно через сто лет после его написания. Нам это, как минимум, уже что-то, это говорит о том, что ранняя церковь думала о получателях этого послания. Итак. я делаю такое вступление в это первое воскресенье. Я говорю обо всех вопросах, которое письмо поднимает. Позвольте мне лишь попытаться намекнуть на то, какими же могли быть ответы на поставленные вопросы. Кто написал послание? Большинство новозаветных учителей тверды в одном: Мы никогда не разрешим на земле этот вопрос. Или не ответим на вопрос с определенностью. Одни говорят, что это был Варнава. Тот самый компаньон Павла в его путешествиях, чье прозвище переводится, как "Сын ободрения". Ведь в главе 13 он говорит так: " Я пишу вам эти слова ободрения". И потому некоторые говорят: "Может быть Варнава написал нам все это". Другие говорят: "Лука написал". Возможно, доминирующая теория на сегодня состоит в том,что Аполлос написал его. Это была теория Мартина Лютера тогда, в 16м столетии. Затем, есть и те, кто считают что имено Присцилла, жена Аквиллы, написала это послание. Конечно, многие верят, что апостол Павел, есть автор послания. Я всегда цитировал одну шутку моей жены. Я более этого не делаю, потому что сожалею. Пожалуйста, поймите что это не больше, чем шутка. Мой ментор Льюис Джонсон как то сказал: возможно Присцилла, или другая благочестивая женшина написала это. Я имею в виду отрывок Евреям 13:22 "Я же немного и написал вам", там, где в оригинале сказано: "я в кратких словах все описал вам". Если серьезно, мы знаем с некоторой определенности, что это было написано мужчиной, потому что слово, переведенное "еще скажу" в 11:32 написано в мужском склонении. Почему я говорю, что апостол Павел его не писал? Во-первых, непохоже, чтобы Павел мог сказать то, что мы читаем в 2:3. Павел не зависел ни от кого в свидетельстве об Иисусе, приняв Его откровение Евангелия от Христа лично. Во-вторых, есть полное отсутствие любого вступительного приветствия, того, что мы находим во всех других письмах Павла. Третье, есть мало, если сколь нибудь тех стандартных тем, которые мы находим везде у Павла, такие как оправдание лишь верой, единство со Христом. И могло ли бы подлинное письмо Павла оставаться в ранней церкви без должно признания, если исходило из под его пера? Итак, итог в том, что мы не знаем, кто его написал. Хотя я могу случайно и упомянуть "Павел" в качестве автора, моя цель - лишь указать на личность, составившего письмо, как "Автор". (2) Когда оно было написано? Определенно, не позднее 96го г. н.э. когда Клемент Римский сослался на него в своем послании к Коринфянам. Но более вероятно, оно было написано прежде падения Иерусалим в 70м году .н.э. Автор говорит о ритуальных жертвах в храме, как еще происходящих (см. 5:1-4; 7:26-28; 8:4-7,13; 9:6-10, 25; 10:1; 13:10) Если бы Иерусалимский храм был разрушен, и ритуальное служение завершилось, ипользование прошлого времени в отношении этих жертв ожидалось бы. Более того, давайте не забывать, что одной из первичных тем посланий к Евреям - превосходство Иисуса и Нового Завета, пред всем , что предшествовало, в течение Ветхого Завета. Если храм был разрушан, и левитская жертвенная системы пришла к завершению, автор бы указанл на это, дабы усилить свою позицию. Но он не сделал этого, и мы очень предполагаем, что храм все еще стоял, и что жертвы все еще предлагались. Многие верят, что оно было написано для церкви в Риме, перед 64м годом н.э. перед тем, как Нерон начал свое убийственное преследование христиан, поскольку мы знаем из Евреям 10:32-34 ив 12:4 чтобы эти верующие все еще не пострадали смертью за их веру. Большее, что мы можем сказать, то, что письмо, вероятно было составлено в начале 60х годов первого столетия. (3) К кому письмо написано? Некоторые говорят, что церкви в Иерусалиме. (см. Деяния 7:59-60; 12:2; 26:10) Другие говорят - Александрии, но более вероятный вероятно будет церковь в Риме. В Евреям 13:24 говорится "те, кто пришли из Италии, шлют вам приветствия". Это наиболее вероятно указывает на Итальянских верующих, живущим в городе, где составлялось. Или могло быть, что письмо было написано где-то в Италии, и было послано куда-то еще. Но есть вероятность, что письмо было адресовано церкви в Риме. (4) Где оно было написано? Мы этого попросту не знаем. (5) Какова его цель? В этом вопросе у нас есть больше почвы. Большинство верят, что оно было написано Иудейским мужчинам и женщинам в Римской церкви, ибо они переносили преследование и проходили и социальные оскорбления и экономическое давление. Поскольку Иудаизм получал защиту Римского закона, некоторые из этих людей были искушены обратиться к своим прежним путям и обратиться к религиозной жизни Ветхого Завета под Моисеем. Вполне могло быть и так, что получатели письма были под давлением религиозной группы в Риме, которая подменяла или ставила под вопрос уникальность и достаточность Иисуса Христа, возможно полагая, что ангельские существа были выше Его. Они также, возможно оспаривали, что Ветхий Завет, под Моисеем, вместе с левитскими жертвами и священством, были вечной ценностью и предлагали людям больше надежды, чем Иисус и Его искупительная смерть. Это многое объясняет ситуацию о этом письме. Это говорит нам, что посл. Евреям создано, чтобы утвердить финальность и превосходство Иисуса Христа пред всем, что пришло прежде Его и тем самым призвать мужчин и женщин продвигаться в своих отношениях с Иисусом, и не отпадать, не отвращаться к путям Ветхого Завета. Вот почему я озаглавил эту проповедь серию "Иисус - лучше!" Греческое слово "лучше" или "более превосходен" появляется в письме 13 раз. Вот здесь маленький список: "будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя" (1:4а) "Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так. " (6:9) "ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу." (7:19) "то лучшего завета поручителем соделался Иисус. " (7:22) " чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. "(8:6) " Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами". (9:23) " зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее". (10:34б) "но они стремились к лучшему, то есть к небесному;" (11:16а) " иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; "(11:35б) "потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства." (11:40) " и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева." (12:24) Мы видим, это тема наличествует по всему посланию даже когда само слово "лучше" не появляется, но тот же самый довод сделан другими средствами. Вот и об Иисусе сказано, что Он а) лучше, чем Ветхозаветные пророки (1:1-3); б) лучше, чем ангелы (1:4-14); в) лучше, чем Моисей (гл.3-4); г) лучше, чем Иисус Навин (гл.4); д) Его священство лучше, нежели Аароново, ветхозаветного первосвященника (гл. 5-9); е) Новый Завет, ставший реальностью Его жертвенной Кровью, лучше, чем Ветхий Завет; ж) Он обеспечивает лучшую скинию (гл.9); з) лучшая надежда (7:19); и в заключение, и) Его жертва лучше, чем жертва, приносимая Левитской жертвенной системой прежних дней. Да, кстати, высказывание о том что Иисус - "лучше", чем всё и все в Ветхом Завете, отнюдь не означает, что то, от прежних дней, было худым. Все, что Бог сделал и обеспечил для Израиля было очень, очень хорошо. Бог никогда не делает ничего плохого!! Это просто означает, что те идеи и жертвы, праздники и ритуалы и обетования в Ветхом Завете были несовершенны; они были подготовоительными , предзнаменующие собой ту суть, которая и есть в одном Христе. Они все были хороши. Но Иисус - лучше! Позвольте проилюстрировать. Если бы вы были инженер, или архитектор, и вас попросили конструировать большой торговый комплекс, вы бы скорее всего создали прежде точную модель, миниатюрную копию, так сказать, того, что со временем будет возведено в истинном масштабе. Но тогда, когда центр будет возведен, вы разберете ту миниатюрную модель и сложите ее, потому прежде всего, что то, на что указывала миниатюра сейчас явилось. Таковым и является аргумент нашего автора, что когда приходит то, как Иисус и Новый завет исполняют все то, что Ветхий Завет только отображал и предсказывал. Но почему это важно сегодня? Какая разница для нас, живущих в 2014м году, знать, что Иисус - лучше, чем всё и все остальные? Как это поможет мне жить верно и успешно и с большей победой над грехом и искушением? О, как я рад, что вы спросили!! Когда дело доходит к житейским деталям и ежедневным вызовам, то есть лишь одна единственная вещь, что поддержит вас в страданиях и удержит вас пред лицом искушения, и наполнит вас тем сортом радости и мира, что утолит душу. Есть лишь одно, что сделает прочным ваш выбор, и пленит и восхитит ваш разум, и обеспечит вас таким неисчерпаемым изобилием ресурсов, чтобы встретить каждую нужду. И это одно есть - красотоа и слава и величие и превосходство и всеутоляющее сияние Иисуса Христа. Иисус - лучше чем, все, что этот мир сможет вам предложить или что-либо, чем Сатана может вас искушать. И послание к Евреям объясняет это в славных деталях, насколько это верно. Давайте сейчас обратимся на мгновение к портрету Иисуса в стихах 1-2а. Когда вы начинаете думать о конечной значимости существования, у вас появляется пара вопросов, на которые стоит ответить. Первый - есть ли Бог? Варианты ограничены. Или нет Бога, или есть много богов, или все есть бог, или есть один Бог. На предположении, что вы признаете и веруете, что есть лишь Один Бог, второй вопрос должен быть задан: Говорит ли Он? Сделал ли Он себя ведомым? Открыл ли Он Себя, сказал ли нам, Кто Он и чему Он подобен, и как мы можем прийти к познанию Его, и что потребуется, чтобы примириться с Ним? И ответ мы видим здесь в Евреям 1:1-2., и он в том, что есть Един Бог и Он говорил! Слово стихе1 "Издревле", тут говорит, что в течение времени, предшествующего пришествию Иисуса, в то время, которое мы знаем, как период Ветхого Завета, Бог говорил "многократно", или букально "во многих частях", что говорит о почастном, или фрагментарном способе. Он также говорил "многими путями", или в разнообразных выражениях, где-то слышимым голосом, или в видении, или через природные феномены. Но в эти "последние дни" Он говорил определенно и завершающе и через и внутри откровения Самого Себя в Иисусе Христе Своем Сыне. Его довод в том, что как бы чудесны, наставительны и многогранны не были пути, которыми Бог говорил к Израилю в течение времени Ветхого ЗАвета, Он ныне говорит через лучшие средства, с наибольшей ясностью, и с завершенностью через пришествие Его Сына, Иисуса Христа. Это то, что мы видим в стихах 1-2. Другими словами, более никому не нужно жить больше в сомнении о Божьем характере: Иисус - совершенное воплощение и выражение Божьего характера. Никому больше не нужно жить в сомнениях относительно Божьей воли: Иисус есть совершенная жизнь, прожитая в послушании Божьей воле. Проще сказать, "многократно " и "многообразно" и "многочастно", так, как Бог открывал Себя в Ветхом Завете, были как множество паззлов в мозаике. Иисус и есть ТО ПОЛНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НА КОРОБКЕ с этими паззлами! Он собирает в Себе всецело, с совершенной ясностью и завершенностью все различные пути, которыми Бог однажды говорил через пророков прошлого. Сделаю краткое замечание, что фраза "в последние дни" не означает немедленно последующего за ними второго пришествия Иисуса. Новый Завет с постоянством использует фразу "последние дни", дабы указать на весь период между первым и вторым пришествием Христа. Эти "последние дни" начались с жизни, смерти и воскресения Христа. Потому, мы в "последних днях" со времени, как Иисус воскрес из мертвых и воссел по правкую руку Бога в небесах. Будут, конечно и "последние дни" в "последних днях", в смысле того, что период "последних дней" подойдет к концу, но у нас нет пути познания того, как близко к концу мы можем быть. Здесь я просто хотел бы , чтобы мы подумали об идее того, что Бог проговорил к нам превосходно, первично и финально в Иисусе Христе и чрез Него! Я хотел бы, чтобы вы ухватили здесь, у начала послания к Евреям, что Бог Библии - говорящий Бог. Все Писание, от Эдемского сада до Новых Небес и Новой земли - запись Бога, говорящего в человеческую историю к Его народу. Конечно, ключевой путь, каким Бог говорит к нам - есть через написанное слово Библии. Это - первичное откровение Божьего голоса. Это - хранилище и вместилище Его нерушимой и всегда властной воли. Дух Святой просвящает и обличает и убеждает нас, в отношении ее значения применения в наших жизнях. Никакое предполагаемое откровение, никакое озарение, или впечатление, данные Богом никогда не противоречат откровению Писания. Если они противоречат, тогда это не Бог говорит чрез них. Но есть некоторые иные пути, которыми Бог сообщается со Своим народом. Например, он говорил слышимим голосом в некоторых случаях, и , я верю, все еще может делать так и сегодня. (хотя это и весьма редко) Среди людей, кто слышали слышимый голос Божий - Авраам (Бытие 22:1-2; 10-12), Моисей (Исход 3:3-6), народ Израилев (Второзаконие 5:22-24), Самуил (1 Пар. 3:1-10), Илья (3Царств 19:11-13), Иоанн Креститель (на крещение Иисуса в Матфея 3:16-17), Петр, Иаков и Иоанн (Матфея 17:5-6; 2 Петра 1:17-18), собрание народа (Иоанна 12:27-30), Павел (Деяния 9:3-7; 23:11), Петр (Деяния 10:9-16) и Иоанн (Откровение 1:9-12) Бог также говорит к нас через ангельских посланников, как Он делал это к Иисусу Навину (Иисус Н. 5:13-15), Родителям Самсона (Судей 13), Даниилу (Даниил 9:20-27), Захария (Луки 1), Марие (Луки 1),Ю Филиппу (Деяния 8:26). Петру (Деяния 5:19-20), и другим (см. Евреям 13:1). Бог также сообщается через видения (Деяния 20:3; 37, Даниила 2,4,7; Матфея 1,2; Деяния 2,10) и даже через творение себя (Псалом 18,103, Римлянам 1:18) Многие мои друзья радостно признают, что Бог говорил часто и различными путиям до смерти последнего апостола. Но по завершению библейского канона, Божий голос умолк. Все, что Ему нужно было сказать, Он уже сказал. Все, что нам нужно слышать, мы мжем найти в словах вдохновенного Библейского текста. Можно ли сказать обоснованно, что Бог говорит сегодня, только в том смысле, что Его голос жив и свеж и всегда актуален в словах Священного Писания. Верно ли это? Какую причину нам нужно иметь, дабы верить, что Бог продолжает говорить и сообщаться с нами помимо того, что Библия прямо говорит, но никогда не в противоречии ей? Другими словами, Бог сказал нам финально и определенно в Иисусе и через Иисуса и вдохновенные писания свидетельствуют о Нем, какую же причину мы имеем, чтобы верить, что Его голос все еще слышим сегодня? Многие доказывают, что это начальное утверждение в Евреям 1 завершает любую возможность того, что Бог будет говорить прямо и лично после того, как канон Нового Завета был завершен. Другими словами, с тех пор, как последняя из 27 книг Нового Завета были завершена, Бог прекратил говорить любыми другими средствами, чем эти 27 книг, или через 66 книг Ветхого и Нового Заветов совместно. То ли это, что мы понимаем из Евреям 1:1? Нет. Я верю, что нам было сказано, что ничто, что Бог будет открывать, другими средствами, будет как-либо в конфликте с полным откровением о Себе и Его воле в Иисусе Христе. И посему, сказать, что Бог никогда не скажет что-либо через духовный дар, или другими средствами, не полностью сопоставимо с тем, что мы знаем, как верное о личности и труде Иисуса Христа. Откровение Бога в Его Сыне есть финальный стандарт, по которому все последуещее откровение будет судимо. Но самая важная причина, почему я верю, Бог через Духа Святого будет продолжать говорить к нам в том, что те же самые книги Нового Завета, которые свидетельствуют о Божьем откровении в Его Сыне говорят мне об этом! Видите ли, тек, кто названы "кессационистами", доказывают, что книги Нового Завета есть финальное откровение Бога человеку. В одном смысле они точны. Бог не даст нам никаких непогрешимых книг и писем, которые будут авторитетом для всех христиан повсюду. Не будет новых книг откровений, или не будет добавок к канону, чтобы вклеить их между Откровением, или между посланиями к Ефесянам и Филлипийцам. Но они неправы, говоря, что Бог никогда более не заговорит вновь, или не откроет ничего, кроме того, что в 66 книгах. Почему? Потому что эти 66 книг нам говорят об этом! И в этих 27 книгах Нового Завета Бог говорит нам ожидать слышать Его голос через духовные дары! Позвольте мне сказать, так ясно, как смогу. Бог сказал полно и завершенно через Иисуса Христа в смысле того, что все, что нам нужно знать о Нем и Его воле для наших жизней, может быть найдено в 66 книгах Библейского канона. Но также в этих 66 книгах Бог говорит, что Он будет продолжать говорить через дары откровения Духом Святым, как то пророчества, слово знания и слово мудрости. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В конце, давайте вернемся на момент к теме, о том, что Иисус - лучше. Есть бесчисленные стратегии и методы, развитые людьми в церкви, которые помогают вам противостоять искушению и поражать грех в вашей жизни. Печально, но многие из них лишь чуть больше, чем "просто скажи нет" кампаниям: скрипи зубами, кулаки сожми покрепче, и кричи греху злым голосом: "Нет!" Это может сработать в кратковременной перспективе, но в дальней перспективе все это безнадежно провалится. Единственный способ одержать долгосрочную и устойчивую победу над тем удовольствием, что обещает грех, в том, чтобы пережит высшее наслаждение, которое приходит от познания и любви и последованием за Иисусом Христом. Он - лучше! Просто декларация того, что "Грех плох" не даст этого! Вам должно пережить и насладиться тем, что звучит, как "Иисус так благ!" Сила на то, чтобы жить доброй и благочестивой жизнью, исполненной радости и мира и цели, приходит только тогда, когда ваше сердце пьет ежедневно и глубоко из источника духовных наслаждений, что может быть найдено только в Иисусе. Вот это и есть аппеляция автора послания Евреям: Иисус - лучше. Приди к Нему. Слушай Его. Покойся в Нем. Уповай на Него. Наслаждайся Им. Положи свою надежду в Него. ОН - ЛУЧШЕ. перевод Е. Левандовский |