Вчера, около 11 часов дня, на углу Большой и Базарной улиц (ныне угол улиц Ленина и Кирова. — Авт.) грузовой автомобиль, мчавшийся с неслыханной скоростью, наехал на переходившего улицу народоармейца. Несчастному раздавило автомобилем голову. Этим преступлениям следует положить конец». Это была первая жертва автомобиля в нашем городе.
А когда же в Верхнеудинске появился первый автомобиль? По данным местного краеведа Николая Бурлакова, первая машина появилась в декабре 1912 г. при почтово-телеграфной конторе. В 1913 г. автомобиль возил почту и пассажиров от Верхнеудинска до Селенгинска и Троицкосавска-Кяхты (буряты называли тогда автомобиль «гал тэргэ» — «огненная телега»). До Селенгинска (ныне — Новоселенгинск) 100 верст (1 верста — 1065 метров) машина проходила за 5 часов. С пассажира брали по 8 копеек за версту, до Троицкосавска-Кяхты — 18 рублей. Для сопоставления — стоимость 1 пуда сахара в тот год составляла 6 руб. 40 коп., пуда мяса скотского — 5 руб. 30 коп., а пуда масла скоромного — 13 руб.
В городе была и частная машина — у сына купца Цыгальницкого. Через год в Верхнеудинске насчитывалось уже несколько машин. Одна из них, автомобиль-фургон, катала публику по 25 коп. с человека один раз вокруг центра города (возле Гостиных рядов), как сейчас здесь катают за 200 руб. на лошадях. Заработок водителя доходил до 40 рублей в день, а бензина уходило рублей на 8.
В первые годы Советской власти автомобили имели в основном руководящие органы Бурят-Монгольской АССР, поэтому первое упоминание об автомобиле мы нашли в объявлении «Бурят-Монгольской правды» за 1924 г. от 16 апреля: «ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР продают автомобиль «Оверланд». Зато в мае Совнарком БМАССР для служебных разъездов приобрел новый легковой автомобиль американского производства, а в ноябре — второй легковой автомобиль «Дойдж» США с полным комплектом инструментов. 18 ноября 1925 г. в Верхнеудинске был основан автогараж ЦИК и Совнаркома БМАССР, который находился на ул. Ленина, 13. Штат автогаража и мастерских: шоферов — 3, слесарей-механиков — 1, учеников — 1, сторожей — 2, счетоводов — 1. К концу 1925 г. в автохозяйстве Совнаркома имелось уже три машины: две легковые и один полугрузовик. Увеличение автомобилей в городе приводило к недоразумениям на дороге, так как крестьяне, приезжающие в Верхнеудинск, продолжали ездить посередине улицы. И в июне 1925 г. были установлены правила движения по Ленинской улице — по правой стороне дороги. Поставили постового милиционера, который следил за движением. 19 июля 1925 г. началось автомобильное сообщение с Верхней Березовкой. Автомобили ходили с 7 час. утра от магазина «Единение» на ул. Ленина. Место в грузовике стоило 40 коп., в легковом автомобиле — 50 коп. Это первое автомобильное сообщение в городе. А так как на Верхнюю Березовку в основном ездили чиновники и члены их семей, которым было не совсем удобно ездить на грузовике, то в июне 1926 года Наркомторг закупил уже три 12-местных автобуса «Форд». 27 июня были совершены пробные автобусные рейсы между городом и правительственными дачами на Верхней Березовке.
Только с 6 сентября 1926 г. началось регулярное автобусное сообщение для населения по маршрутам: «Зеленый базар — вокзал», «Зеленый базар — Зауда и Рабочий городок», «Кинотеатр «Эрдэм» — Нижняя Березовка», «Кинотеатр «Эрдэм» — вокзал». Проезд стоил от 10 до 35 коп. В автобусы набивалось по 20 человек. Один автобус шуточно назывался — «мужчины, вылезайте»: он не мог с пассажирами въехать в гору у Троицкого кладбища. Мужчины выходили и бежали за автобусом.
В мае 1927 г. гараж Совнаркома приобрел еще два новых автобуса. Автобусы ходили от «Эрдэма» до спецстоловой на правительственных дачах на Верхней Березовке.
К июлю 1927 г. автомобильное движение становится оживленным. Постоянно курсируют в городе и пригороде 10 машин, а иногда их скапливается до 20 (с учетом военного автотранспорта). Тогда весь автопарк республики состоял из 13 автомобилей: в гараже Совнаркома БМАССР 4 легковых автомобиля и 2 автобуса, «Бурлесе» — 2 автомобиля, «Добролете» — 1, ОГПУ — 1, Наркомздраве — 1. По одной машине были у Хоринского и Агинского аймаков. Поэтому в целях регулирования движения в городе 28 июля 1928 г. Верхнеудинский горсовет постановлением №126 установил правила движения и пользования автомобилями и мотоциклами. К концу двадцатых годов городской автопарк состоял уже из 28 машин.