Живая вераМногие на вопрос: «Вы верующий?» – ответят: «Да!». Но бывает, что наша сердечная вера словно высыхает – сохраняет безупречную форму, но постепенно теряет содержание. Живое общение с Богом перерастает в «религиозные обязанности». И уже не знаешь: вера ли это? Или «религиозное безверие»? Есть ли в сердце любовь к Богу? Или у нас просто «деловые отношения, ничего личного»?
Вот некоторые признаки, по которым можно заметить, когда живая вера переходит в «религиозный долг». И вовремя принять меры. Тогда опять будет...
Не скучно
Признак. Вы чувствуете облегчение, когда заканчиваете молитву. И молитесь скорее механически – потому что «надо», а не потому что хотите.
В чем проблема? Что-то встало между вами и Богом. И далеко не всегда это какой-то явный, ярко выраженный грех. Могут быть и другие причины. Например, так называемый «религиозный гнет»: вы приняли чьи-то слова о том, что Бог якобы сердит на вас, если вы не молитесь достаточно часто или долго, – и вот вы уже произносите молитву... с мыслью о таком гневливом и деспотичном «боге». И молитва становится не радостью, а повинностью.
Еще одна возможная причина – суета. Часто ее корень – перфекционизм: мы не можем заняться своей духовной жизнью, пока в совершенстве не выполним все обязанности по работе, по дому, по служению... И даже во время молитвы наш ум поглощен другими делами. Поэтому молитва становится скучной и пустой, ведь мы в ней практически «отсутствуем». А иногда дело в том, что мы не верим в Божий ответ. То есть мы согласны с доктриной о том, что Бог отвечает на молитвы... но сами не ждем от Него никакой реакции, никаких советов или помощи. Потому что нами когда-то овладела мысль: «Все бесполезно». Вот в это мы и верим. А молимся просто на всякий случай.
Что делать? Нужно, во-первых, обратить внимание на слова Иисуса Христа о молитве: «... Затворив дверь твою, помолись Отцу...» (Матф.6:6). «Затворить дверь» означает на время разговора с Богом оставить в стороне отвлекающие мысли. Пусть весь мир подождет. Найдите время на главное. Во-вторых, нужно от души попросить: «Господь, сокруши ту ложь, которая встала между мной и Тобой. Научи доверять Тебе и принимать Твою любовь. Научи видеть и слышать Твои ответы». В-третьих, пусть в вашей молитве участвует не только ваш ум или дух, а и эмоции, и ваше внимание, и воля. Примените к молитве первую заповедь: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» (Марк.12:30).
Вскоре ваше общение с Богом начнет «оживать», будет приносить настоящую радость.
Не страшно
Признак. Вы частенько давите на других людей, даже когда не хотите этого. По характеру вы добрый человек, но почему-то начинаете вести себя слишком жестко и деспотично, если что-то идет неправильно, не по намеченному плану, не идеально.
В чем проблема? Обычно люди давят на других, когда что-то давит на них: страх перед будущим, боязнь сделать ошибку, боязнь людского мнения, страх быть отверженными Богом за свое несовершенство. Все эти страхи не лежат на поверхности. Мы можем говорить правильные слова о прощающем Боге, о хороших людях. Но если при этом у нас все внутри сжимается и напрягается при сбоях на работе, в служении, при выполнении каких-то задач, – значит, мы подвержены страху. И он не дает нам прочувствовать Божью любовь.
Что делать? Посмотреть страху в глаза, признать его, понять, что он исходит не от Бога: Он дал нам «не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но... Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче!» (Римл.8:15). Слово «авва», которое использовано здесь, в переводе с еврейского означает «папочка». Так дети зовут не просто отца, а такого, с которым сложились доверительные отношения. Таких отношений с нами хочет Бог, поэтому Он и дал нам «Духа усыновления» – Святого Духа.
Если бы Бог хотел напугать нас, Он не пришел бы на землю как Младенец. Не пошел бы на крест, чтобы искупить наши грехи. И уж тем более не дал бы верующим Утешителя – Святого Духа. Но Он сделал все это. Потому что любит не идеальную картинку, а нас – реальных людей. Поэтому в молитве перед Богом скажите: «Отец, я отрекаюсь от страха. Я принимаю Твою любовь. Помоги мне в этом».
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Иоанн.4:18).
Не суетно
Признак. Мы делаем какие-то хорошие христианские дела потому, что хотим показать или доказать свою любовь к Богу. А не потому что любим Его. В первом случае мы «показываем» что-то Богу, словно Он не видит нашего сердца. Во втором – мы не пытаемся ничего доказать. Лишь выражаем ту любовь, которая есть в сердце.
В чем проблема? В том, что мы приняли ложную идею о том, что Бог якобы постоянно критикует нас, выискивает в нас изъяны. И сами мы тоже начинаем искать в себе недостатки. Которые, конечно, находим. Даже там, где их нет. Мы всегда «должны», всегда «обязаны», всегда «ответственны» за все и всех. Что бы ни случилось – нам кажется, виноваты мы: могли предвидеть, предотвратить, недостарались, недомолились, недо... Всегда «недо».
Что делать? Вспомнить Петра, ученика Иисуса. Поддавшись минутному испугу, он отрекся от Учителя, сам не понимая как! Потом Иисус, воскреснув, пришел к Петру и спросил: «Любишь ли ты Меня?» И Петр, ничем еще не доказавший свою любовь, ответил: «Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоанн.21:15-17). Иисус действительно это знал! Потому и доверил Петру пастырское служение – еще до всяких доказательств. А уж потом проявилась преданность Петра: он смело стал говорить о Христе перед тысячами людей.
Доказательства любви нужны тем, кто ее (любовь) не видит. Но Бог видит наши сердца. Ему не нужно доказывать – Его можно просто любить. Словом, делом, но главное – сердцем.
Не «вручную»
Признак. Молясь о каких-то своих нуждах (о Божьей помощи, об исцелении, о семейных или финансовых делах), вы мысленно ищете какие-то духовные законы или заслуги, на основании которых Бог мог бы помочь вам. Вспоминаем все религиозные обряды и церемонии, в которых участвовали. Все посты и молитвы, которые совершали.
В чем проблема? В том, что незаметно для себя мы начали думать, будто причина Божьей помощи – в том, что мы участвуем в христианском служении; или регулярно даем пожертвования; исполняем религиозные обряды и т.д. То есть мы пытаемся «оправдаться делами закона» (см. Гал.2:16). Так мы «загоняем» себя в водовороте дел, умствований и правил. А самого Бога постепенно теряем из виду.
Что делать? Вспомнить Новый Завет: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел...» (Ефес.2:8, 9). Не мы заставляем землю вертеться, а солнце – всходить. И не наши дела «заставляют» Бога отвечать на наши молитвы.
Часто для решения наших проблем нам действительно нужно что-то сделать самим, что-то изменить в своей жизни. Но и в этом Бог может помочь, направить, поддержать. И не потому что мы – «заслуженные» христиане. А потому что Иисус на кресте Своей кровью искупил наши грехи. Именно это открыло нам доступ к Богу, к Его «престолу благодати». И теперь мы можем «получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16). На нее, а не на свои дела, нам и нужно полагаться.
http://kolokol.net/article/14-man-and-god/441-living-faith |