Комплекс полноценностиПорой кажется, что где-то внутри нас притаился предатель, чтобы в самый ответственный момент портить нам жизнь. То коленки трясутся, когда надо произнести речь; то боишься высказать свое мнение; то стесняешься своей внешности, голоса, происхождения; то хочется заработать горы денег, потому что «без бумажек ты – букашка»; то начинаешь кого-то принижать, чтобы почувствовать себя на высоте…
Комплекс неполноценности – штука неприятная. И чтобы избавиться от него, одних психологических приемов бывает мало. Потому что, даже проследив «детские корни» своих комплексов и осознав, как это работает, мы зачастую ощущаем эту странную неуверенность, «съеженность» и желание скрыться. Почему? Потому что душевные травмы, нанесенные нам в детстве, – это только благоприятная среда, в которой прорастает семя комплекса неполноценности. А посеяно оно было намного раньше, чем наше детство началось. Знаете, как этот комплекс вообще появился?
Без стыда
Еще в самом начале книги Бытие, первой книги в Библии, есть интересное замечание: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие, 2:25). Они не стыдились ни друг друга, ни Бога. Еву не волновало, какие у нее параметры. Адам не переживал за свою мышечную массу и прочие вещи. И дело не только во внешности, – они не стеснялись своего внутреннего мира, не носили масок. Им было не страшно распахнуть душу и друг другу, и Богу. Потому что в душе не было ничего такого, за что стало бы стыдно. Стыд тесно связан с тем, что мы чувствуем себя не соответствующими неким стандартам, недостойными. И поэтому нам становится важно, что о нас подумают другие. Мы сравниваем свою внешность и статус с «идеалом». Сравниваем свои внутренние качества с тем, что принято в обществе. Но еще чаще мы подсознательно сравниваем себя с тем, что говорит нам совесть о наших тайных мыслях, желаниях, словах и поступках. Вот тут-то и хочется съежиться, спрятаться и прикрыться фиговым листком. У Адама и Евы такого чувства не возникало: они понимали, что находятся полностью на виду друг у друга, но у них и в мыслях не было, что они могут не соответствовать чьим-то стандартам! Общаясь с Богом, они никогда не чувствовали себя недостойными, – наоборот, были «в своей тарелке», как дома. А потом что-то изменилось: «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, 3:7). Что же случилось между этими двумя событиями? Какие такие глаза у них «открылись», которые раньше были «закрыты»? Разрыв
Между состоянием «мы в порядке» и состоянием «мы недостойны» у первых людей произошло только одно событие: Ева и Адам поддались на уговоры сатаны и… отделили себя от Бога. Они на мгновение перестали верить своему Создателю, допустили мысль, что Он нечестен с ними. Что Он – их недруг… И тогда люди пренебрегли Его запретом – съели тот злосчастный плод. Тем самым проглотив не просто фрукт – вместе с запретным плодом они приняли в себя «вирус» греха. Их изначальная глубокая связь с Богом оборвалась. Источник их полноценности, ощущения того, что они приняты и достойны – остался там, в Боге. А они, люди, оказались отрезанными от корня. Психологи заметили, что дети, которые в детстве были отделены от родителей, испытывают трудности с самоидентификацией – с определением того, кто они есть. Такие дети «привязывают» свое «я» к школьному классу или компании. Им нужны внешние «подпорки», потому что внутреннего стержня любви, принятия их как личностей в семье – не хватает. Так и люди, отделенные от живого общения с Богом: они черпают свое достоинство в своем социальном статусе, в профессии, в достижениях, в национальности, в ученой степени, в романтических отношениях, в богатстве, в «крутизне» одежды или машины – то есть во внешних условиях своей жизни. Потому что у них нет внутренней уверенности в том, что они безусловно любимы своим Небесным Отцом – Богом. Корень
Комплекс неполноценности берет начало в том чувстве вины, которое люди впервые испытали, согрешив. Подтверждение тому можно найти и в словах психоаналитика Зигмунда Фрейда, который заметил: «Чувство неполноценности и чувство вины вообще трудно отделить друг от друга». Мы спорим с этой виной, пытаемся отрицать ее, бросаем ей вызов, поддаемся ей, используем психологические приемы, чтобы не чувствовать ее или как-то примириться с ней… но вина никуда не исчезает. И ощущение неполноценности, соответственно, временами обостряется. Итак, семя комплекса неполноценности было заброшено в сердца людей (Адама с Евой и всех последующих поколений) еще тогда, вместе с первородным грехом. И теперь как только появляется повод: чьи-то неосторожные слова, насилие, бедность, болезнь, стечение неблагоприятных обстоятельств – это семя комплексов начинает прорастать. Но на любой сорняк управа найдется. Перед Богом…
Раз начало комплекса неполноценности – в нашем разделении с Богом, то с этим и нужно разобраться прежде всего. Дальше будет легче. Есть контакт! Необходимо восстановить контакт с Богом, если вы еще этого не сделали. Для этого нужно выделить время и высказать Богу свое раскаяние в грехе: в том, что не верили Ему, жили так, будто Его нет, нарушали Его заповеди (хоть одну из них нарушил каждый из нас). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоанна, 1:9). Бог прощает быстро. И на это есть причина: Его любимый Сын, Иисус Христос, добровольно пошел на крест, чтобы искупить наши грехи. Бог Отец ценит эту жертву настолько, что прощает нас сразу, как только услышит: «Во имя Иисуса Христа, прости меня». С этого момента связь с Небесным Отцом восстановлена. Теперь главное – ее поддерживать. Достоинство. Человек, искренне верующий в Христа, получает новый статус перед Богом: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Иоанна, 1:12). Нам дано наивысшее достоинство: мы – дети Всевышнего. За наше спасение Господь заплатил полную цену – отдал за нас жизнь на кресте. А за кого заплачена полная цена, тот – полноценный. Запомним это. Совершенство. Мы порой пытаемся его достичь сверх-усилиями. Но есть в Библии слова, которые надо хорошенько осознать: Иисус Христос «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых»… то есть нас – верующих в Него (Евреям, 10:14). Если мы освящаемся, то есть учимся жить по заповедям Христа, – значит, мы, с точки зрения Бога, уже такие, как надо. Совершенный ученик – не тот, кто знает все, а тот, кто готов учиться. Совершенный сын – не тот, кто нравится себе, а тот, кто любит Отца. Совершенный человек – тот, кто в своей жизни следует за Богом, меняясь к лучшему. … И людьми
Даже зная все это, мы порой боимся того, что о нас подумают другие, как мы смотримся по сравнению с ними. И тут поможет одно: выходя в люди, нужно почаще вспоминать, что они – тоже люди! В каждом человеке, как бы он ни был одет и «упакован», – такая же душа, как и у нас. Живая и ранимая. И этой душе нужна доброта, понимание, теплота, прощение, сердечность и правда. Попробуем дать это людям. И вот увидите, люди запомнят нас не по марке машины, не по ученым степеням и размеру банковского счета. А по тому, как приятно и легко им было общаться с нами. Какая добрая была у нас улыбка. Как мы помогли им, когда они попали в трудную ситуацию. И какими полноценными они ощущали себя рядом с нами. В Евангелии (Матфея, 22:37-40) Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего… возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон». И весь комплекс… полноценности. http://www.kolokol.net/article/17-inner/404-complex-of-usefulness |