7 способов возрастания гордости в наших сердцахГордость универсальна — это то, с чем каждый из нас имел дело. Она такая же древняя, как Адам, и такая же актуальная, как утренние новости. Тем не менее, мы не всегда видим её, потому что она растёт подобно сорняку вокруг наших жизней.
О, мы видим её, когда она очевидна, но мы можем быть слепы и не замечать её обманчивое и разрушительное присутствие в наших сердцах. Мы знаем болезнь, но не распознаём симптомы. И вот почему нам необходимо понимание от нашего Великого Целителя, чтобы обнаружить её симптомы и освободиться от её хватки.
Вот семь симптомов гордости, которые я видела в Божьем Слове, когда Дух работал в моём собственном сердце.
1. Страх
Гордость — корень страха и беспокойства, когда мы отказываемся смиренно покоиться в Божьей суверенной заботе. Страх одновременно показывает и наше неверие, и нашу отвратительную самоуверенность. Мы боимся потому, что у нас нет веры в Господа, мы слишком озабочены самими собою, и нам не хватает самообладания.
Когда Пётр ступил на поверхность моря во время шторма, идя к Иисусу, он шёл со смирением и верой. Но когда его взгляд переключился на его обстоятельства и самосохранение, он надеялся на самого себя, начал бояться и начал тонуть. Иисус спас его, сделав ему замечание:
“Маловерный! зачем ты усомнился?” (Мф. 14:31)
2. Чувство заслуги и права
Самопожертвование происходит из смирённого сердца. Чувство заслуги и права коренится в гордом сердце.
Суть Евангелия состоит в том, что мы не заслуживаем ничего, кроме наказания за свои грехи (Рим. 3:23; 6:23). Но мы обманываем себя, полагая, что мы лучше, чем мы есть на самом деле, и что мы заслуживаем больше, чем имеем. Мы думаем, что заслуживаем Божьей милости. Мы думаем, что заслуживаем похвалы от людей. Мы думаем, что заслуживаем любовь, успех, комфорт, почести. И мы уж точно не думаем о том, что заслуживаем страдания, горе или наказание.
Но когда мы переживаем эти вещи, мы наполняемся горечью, разочаровываемся и становимся обеспокоенными, потому что верим, что заслуживаем большего. Мы забываем, что без Иисуса мы — бунтари, заслуживающие только осуждения.
Ученики регулярно боролись с этим чувством заслуги и права. Однажды они спорили о том, кто из них больше. Ответом Иисуса был упрёк:
“…Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.” (Лук. 22:26)
3. Неблагодарность
Наше гордое сердце говорит, что мы хорошие, что мы должны получить то, чего желаем, и если мы этого не получаем, то оправдываем свою неблагодарность. Если нам неприятно или неудобно, мы можем жаловаться. Это ведь наше право. Между тем, смирение признаёт, что Бог благ и даёт нам то, в чём мы нуждаемся, потому у нас нет причин быть неблагодарными. У нас ни в чём нет недостатка (Втор. 2:7; Пс. 33:9).
Израильтяне роптали в пустыне, хотя Бог кормил их, одевал и вёл их через неё (Исх. 16:2; Втор. 8:2). Их упрямые сердца отвергали ежедневную Божью милость из-за самообожествления. Но Божье Слово упрекает нас в нашем ропоте:
“Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире.” (Флп. 2:14-15)
4. Угождение людям
Гордость — это поклонение самому себе и самосохранение любой ценой, и угождение людям является прямым результатом этого. Некоторые думают, что угождение людям — это положительная черта, потому что она явным образом связана со служением другим. Но это не что иное, как овечья шкура, которую мы надеваем на волка. Угождение людям связано с самоудовлетворением — страхом людей больше, чем Бога, — и поисками мимолётного счастья, которое приходит от одобрения людей.
Апостол Павел знал, что поиски человеческого одобрения бессмысленны и исполнены гордостью. Потому он сказал:
“У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым” (Гал. 1:10)
5. Отсутствие молитвы
Гордость обманывает нас мыслями о том, что мы можем “творить свою жизнь” самостоятельно — мы способны, независимы, непреодолимы, уверены в себе. Мы думаем, что нам не нужен Бог каждый час, что мы не нуждаемся в Его помощи, благодати, милости, ободрении и надежде. Потому, конечно же, мы не нуждаемся в молитве.
Но смиренное сердце подчиняет себя Богу в молитве, потому что оно знает, что без Него ничего не может делать.
Когда Бог призвал Иону идти в Ниневию, ответом Ионы было не обращение к Богу в молитве. Вместо этого, он убегал, его сердце гневно и надменно молчало (Иона 1:3). Только когда Бог смирил его во чреве рыбы, Иона наконец возопил в молитве (Иона 2:1).
6. Лицемерие
Когда ты горд, ты подымаешь свой статус, забывая милость Божью, явленную тебе. Ты думаешь, что ты лучше всех остальных, потому ты легко находишь ошибки у других. Гордость порождает дух лицемерия.
Лицемерная гордость фарисеев ослепила их и не давала им видеть ни их грехи, ни Божью милость, что сделало их холодными и жестокими по отношению к другим. У Иисуса для них были довольно жёсткие слова:
“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.” (Мф. 23:27)
7. Бунт
Бунт против Бога проявляется в противлении Божьему Слову и поставленным Богом духовным лидерам. Это отражение гордого сердца. Он также проявляется в отсутствии подчинения: жён мужьям, детей родителям, работников начальству, граждан правительству. Бунт говорит: “Я знаю лучше Тебя, Боже”, но это не так.
Хотя у Адама и Евы было всё необходимое для жизни и радости, они гордо взбунтовались против благого Божьего повеления, полагая, что они знают лучше, чем Он. И этот древний бунт принёс невыразимую боль, страдания и смерть — для них и для нас.
Смирился ради нас
Но для гордого сердца есть надежда, и она в самом воплощении смирения, в Иисусе Христе. Эммануил — с нами Бог — снизошёл, чтобы жить среди нас, умереть за нас и воскресить нас для новой жизни. В Нём никогда не было греховной гордости, ни страха, ни мыслей о том, что Он достоин чего-то, ни неблагодарности, ни угождения людям, ни отсутствия молитвы, ни лицемерия, ни бунта (Флп. 2:4-6).
Богочеловек отказался от всего, что Он заслуживает, чтобы спасти нас от всего, что заслуживаем мы. Он, имевший право на высшую награду, лишился её ради нашего вечного блага.
Из-за Его смирения мы можем получить прощение за нашу гордость. Это одновременно и жало, и радость Евангелия. Оно устраняет нашу гордость, разрушая её, напоминая нам, что жизнь не вертится вокруг нас, и что мы заслуживаем только гнева Божьего. Иисус также справился с нашей гордостью, приняв наказание за неё вместо нас, чтобы мы могли обновиться в образ нашего Создателя (Кол. 3:10) и стать смиренными, как наш Спаситель.
Быть смиренным — это не легко и безболезненно, но это ежедневное спасение, в котором мы нуждаемся. Аллилуйя нашему Искупителю!
Автор — Жакель Кроу / thegospelcoalition.org Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
|