Example Frame
Главная | В МИРЕ | Гонения Христиан в Римской империи. Первые века

Гонения Христиан в Римской империи. Первые века

                                                                                                                       Первоначальное отношение к христианам в Римской импиерии

В первое время римские власти часто путали христиан с евреями, считая, что христианство является одной из еврейских сект. Однако в 49 г. Покровительствовавший евреям император Клавдий изгнал из Рима евреев-христиан, считая, что они возмущают еврейские общины.

Прошло немногим более тридцати лет со дня основания Церкви Христовой, как возник новый конфликт, появился новый повод для преследования христиан. Верность Христу оказалась несовместимой с исполнением религиозных предписаний, носивших обязательный характер для подданных Римской империи.

Римское государство почувствовало, что новая вера и новое понимание жизни, которые находят себе последователей как среди бедных и неученых людей, так и среди культурных высших классов, чем-то угрожает мощи Империи, не признавая ее полной власти над человеком, а именно – над его духовной жизнью. Новая вера ставила под  вопрос абсолютный характер власти государства над человеком.

Завоевывая новые страны, римские легионы весьма терпимо относились к местным религиям. Римские власти разрешали людям молиться по-своему, почитать своих богов, держаться своих обычаев. Но все завоеванные Римом народы и страны, от Сирии до Британских островов, должны были признавать власть Рима, быть верноподданными Римского Цезаря. Чтобы такая власть была устойчива и постоянна, ей надо было придать характер религиозной веры, и поэтому был установлен «культ государства». Этот «культ» как бы добавлялся к местным верованиям. Для его соблюдения требовалось совсем немного – признать божественность римского императора. К этому религиозному почитанию императора сами римляне относились не слишком требовательно, в душе они не считали своих императоров богами, но императорская власть была для них символом устойчивости и благополучия их государства. Хотя имперский культ обслуживала многочисленная коллегия жрецов, а его отправление могло совершаться как в особых храмах, так и в любом государственном учреждении, где стояла статуя императора, сам по себе он был довольно прост – от граждан требовалось воскурить ладан перед императорским изображением, т. е. религиозно его почтить.

Правда, из этого общего правила римская власть сделала одно исключение. После установления римского владычества в Палестине в 63 г. до Р.X. евреям было позволено сохранить Храм в Иерусалиме и почитание единственного Бога, а также не участвовать в общественном культе императора. Связано это было с тем, что новая власть не желала возбуждать против себя евреев, известных своей религиозной ревностью. Кроме того, в религиозных верованиях покоренных ими народов римляне ценили их древность, чем как раз и отличалась религия, которой следовали евреи. Правда, евреям было запрещено распространять свою веру среди подданных Империи – язычников. Но этот запрет не соблюдался строго, поэтому в городах греко-римского мира, где имелось еврейское рассеяние, нередкими были случаи обращения язычников к вере в единственного Бога.

Когда же в 70 г. по Р.X. после подавления римлянами еврейского восстания был разрушен Иерусалимский храм, то римская власть обязала всех евреев платить подать на Юпитера Капитолийского – главное божество римского пантеона, что служило бы их признанием имперской религии.

Как видим, в отличие от иудеев, христиане оказались в гораздо более затруднительном положении. Их вера в Христа, хотя и основывалась на пророчествах и обещаниях Ветхого Завета, с формально-юридической точки зрения не могла претендовать на древность. И хотя христианство вышло из еврейской среды, оно в силу своего универсального (всеобщего) характера, не признающего национальных, социальных или культурных преград для веры в Христа и вступления в Его Церковь через крещение, также не могло, подобно иудейской вере, претендовать на статус национальной религии, к каковым римская власть относилась с известной терпимостью. Наконец, для того чтобы стать иудеем или язычником, достаточно было родиться в еврейской или же, соответственно, в греко-римской среде. В свою очередь, христианином человек становился уже в силу своего свободного и сознательного выбора, не имея к тому внешнего принуждения. Впрочем, для христиан оставался путь для легализации своего положения в Римской империи. Они могли включить Господа Иисуса Христа в имперский пантеон, но при этом для них было бы обязательным участие в культе императора и признании его божественности. Христиане, еще не очень многочисленные, сразу поняли, в чем опасность такого культа. Перед ними вставал выбор: Христос или Цезарь? Хотя христиане и были верноподданными земных царей, они не могли воздавать им почестей, которые положены только одному Богу.

Иисус Христос – Царь Небесный, и Царство Божие не знает земных границ, Царство Божие открыто для всех: и евреев, и язычников – греков, римлян и всех варваров. Для христианства не было границ и национальных разделений, и с точки зрения Римского государства это было опасно. Римские власти не могли поверить, что нельзя заставить людей исполнять такой простой обряд – воскурить фимиам (душистый дым) перед статуей императора. Сначала над христианами только насмехались, потом стали принуждать к исполнению указанного официального обряда. И чем настойчивее были эти требования, тем упорнее оказывались христиане в отстаивании своих религиозных принципов. Гражданские власти раздражались все сильнее, и преследования христиан усилились. Кроме этой основной причины преследования христиан, были и другие поводы для раздражения и вражды. Христиане жили своим, отличным от остального римского общества бытом. Они не участвовали в празднествах в честь языческих богов, и римляне стали называть их безбожниками. Не посещали христиане и жестоких, кровавых зрелищ в цирках, и их упрекали в том, что они необщительны и не умеют веселиться. Христианское учение о любви и смирении, о том, что все люди равны перед Богом, раздражало римлян, гордых, суровых, высоко ставивших свою честь, а часто жестоких и распутных.

Первый период гонений христиан со стороны римской власти

Преследование христиан римской властью продлилось долго – порядка 250 лет с некоторыми перерывами. В первый период гонений, во второй половине I века, римская власть относилась к самому христианству довольно равнодушно. Христиане преследовались или потому, что какой-нибудь правитель был лично враждебно к ним настроен, или когда нужно было свалить на кого-нибудь вину за какое-либо бедствие. Так было, например, при императоре Нероне (царствовал в 64-68 гг.), когда произошел страшный пожар в городе Риме. Ходили слухи, что город был подожжен по приказу самого императора, любовавшегося необычным зрелищем, но Нерон объявил, что поджигатели – христиане. Началось страшное гонение, христиан сжигали на кострах, отдавали на съедение диким зверям в цирке.

Если до Нерона христианские общины состояли большей частью из простонародья, то в период между 68 и 95 годом жажда живой веры в единого Бога проявилась в среде образованных и знатных римлян, не удовлетворявшихся официальной религией, и многие представители высшего римского общества и даже близкие к императорам лица приняли христианство. В 80-х годах, при императоре Домициане, преследование было усилено с целью захватить собственность состоятельных христиан. Ациллий Глабрий, консул 91 года, первый подарил христианам земли для устройства особого кладбища, тогда как раньше приходилось хоронить христиан в общих местах упокоения. Флавий Климент, консул 92 года и близкий родственник императоров, был христианином, как и его жена Домицилла, передавшая христианам катакомбы, бывшие во владении ее семьи и сохранившие до нашего времени ее имя. Их два сына, наследники императора Домициана, были тоже христиане.

Второй период гонений христиан со стороны римской власти

Во второй период гонений, имевший место в разные годы II века, римская власть уже опиралась на закон, запрещающий тайные общества. Некоторые правители считали, что христианская Церковь есть как раз такое тайное общество и должно быть преследуемо. К этому времени христиан было уже довольно много, так что строго применять этот закон было трудно. Тогда император Траян (царствовал в 98-117 гг.) в ответ на обращение к нему наместника Вифинии Плиния Младшего издал рескрипт (распоряжение), в котором определил, что не следует выискивать христиан специально, а только судить их в тех случаях, когда кто-нибудь на них доносит. В царствование Траяна мученическую кончину приняли святой Клименту епископ Римский, святой Симеон, епископ Иерусалимский, и святой Игнатий, епископ Антиохийский.

В дальнейшем, отвечая на запросы своих наместников, рескрипты относительно христиан издавали императоры Адриан (царствовал в 117-138 гг.) и Антонин Пий (царствовал в 138-161 гг.). При этом в них подтверждалась политика Траяна. Однако несмотря на то, что Церковь в эти два царствования, по свидетельству церковных историков, «пользовалась миром», при Адриане принял мученическую кончину святой Телесфор, епископ Римский (в 135 или в 137 г.), а при Антонине Пие святой Поликарп, епископ Смирнский (в 156 г.), и несколько римских христиан (в 160 или 161 г.).

При императоре Марке Аврелии (царствовал в 161-180 гг.) политика в отношении христиан изменилась, и их стали разыскивать и подвергать пыткам, чтобы они называли имена своих единоверцев. При сыне Марка Аврелия Коммоде (царствовал в 180-192 гг.), уделявшем мало внимания государственным делам, которым он предпочитал цирковые представления, гонения на христиан резко пошли на спад. Тем не менее отдельные случаи мученичества в связи с доносами на христиан имели место и при нем. С новой силой гонение на христиан возобновилось при императоре Септимии Севере (царствовал в 193-211 гг.), причем не сразу, а лишь на десятый год его правления. Именно тогда им был издан закон, запрещавший менять веру и переходить как в иудейство, так и в христианство.

Третий период гонений христиан со стороны римской власти

Самым тяжелым был третий период гонений, в III и первые годы IV в., когда христиан преследовали просто за то, что они христиане. Государство теперь само берет на себя инициативу разыскивать христиан и преследовать их. При этом особый упор гонители делали на преследование служителей Церкви, а также на уничтожение христианских книг, и прежде всего Священного Писания. Христианская вера была объявлена опасным движением, угрожавшим самому существованию Римской империи.

МЫ В СОЦСЕТЯХ

ИНФОРМАЦИЯ








Анализ интернет сайта

Контактная информация

670013, г.Улан-Удэ, Респ. Бурятия.
ул.Ключевская, 4Д

ИНН/КПП 0323099950/032301001
ОГРН 1020300000599
тел. +7 (3012) 41-65-04, 41-65-06

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна.
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы    Христианская газета'Колокол'                Портал Credo. Непредвзято о религии