Example Frame
Главная | КРАЕВЕДЕНИЕ | Одигитриевский собор – форпост православия (первая часть)

Одигитриевский собор – форпост православия (первая часть)

В 2016 г. Улан-Удэнскому Одигитриевскому кафедральному собору исполняется 275 лет со дня основания. Это первое каменное здание города «и деньги на её строительство жертвовали верхнеудинские и кяхтинские купцы. Собор сразу был признан кафедральным, то есть главным храмом Верхнеудинского уезда» (Храмы Бурятии, 2014, с. 42).
Ранее, судя по архивным материалам, южнее собора стояла деревянная кладбищенская Богородице-Владимирская церковь, построенная в начале XVIII века. Севернее этой деревянной церкви в 1741 г. и начали строительство каменного собора во имя иконы Божией Матери Одигитрия (один из первых строителей – иеромонах Иоанн – скончался в 1755 г. и погребен с южной стороны собора, напротив клироса): «… второе кладбище было на том погосте, которое ныне занимает Верхнеудинский Одигитриевский собор…Богородская Владимирская церковь была деревянной, одноэтажной… Позднее место, где она находилась, было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху (не сохранился)» (Гурьянов В.К., Гурьянов М.В., с. 18). 
18 января 1765 г. в должность коменданта Верхнеудинска вступил секунд-майор Иван Степанович Мертвецов (1714-1771 гг.), внесший значительный вклад в социально-экономическое развитие Западного Забайкалья и становления нашего города, в частности он внёс большой вклад в строительство Одигитриевского собора (родился в Иркутске в семье посадских православного вероисповедания; на военную службу поступил 8 августа 1738 г.; участвовал в Семилетней войне; служил поручиком Якутского полка, где был произведен в капитаны; при вступлении в должность коменданта Верхнеудинска ему присвоили звание секунд-майора). Из записок краеведа Н.В. Паршина: «…при поправке крыльца этой же соборной церкви, в нынешнем году (1865 г. – авт.) найдена под крыльцом плита, которую рабочие заблагорассудили выбросить вон. Выбрасывая, они переломили ее пополам. Из надписи на плите видно, что под нею был похоронен комендант Верхнеудинска, секунд-майор, фамилии не упомню. Плиту эту не следовало бы трогать с места; она никому не мешала и лежала бы себе спокойно. Между тем, достоинство камня пленило одного трапезника, который пожелал обратить его в точило и унес обе половины домой. Хотя камень велено возвратить, но он, если возвратится, то все-таки будет лежать не там, где усердие друзей или родственников его положило, потому что крыльцо уже исправлено…». Вероятнее всего, эта плита с могилы И.С. Мертвецова, так как в 1770 г. освятили нижний придел собора, а Мертвецов скончался в 1771 г. Тогда лиц, внёсших большой вклад в строительство церкви, погребали в подвальной части или под крыльцом, чтобы верующие при входе молились за душу покойного.
27 мая 1770 г. святитель Софроний (Кристаллевский), епископ Иркутский и Нерчинский при Верхнеудинском Одигитриевском соборе освятил зимнюю церковь во имя Богоявления Господня. И в том же году вышел царский указ о строгом запрещении всякого чародейства, суеверия, кликушества и подобных действий. Виновных в этих делах повелено ссылать навечно на галеры с вырезанием ноздрей. Хотя путешественник Николай Щукин в «Очерке Забайкальской области» писал, что: «К чести сибиряков, можно отнести недоступность к ересям и расколам; нет между ними фанатиков и распространителей религиозных толков. Хотя поселенцы и приносят разные заблуждения, но сеют семена на бесплодную землю. Впрочем, недостаток религиозного назидания и худые примеры, заносимые поселенцами, каторжными, уволенными из заводов на собственное пропитание, по старости и увечьям, сильно действуют на нравственность старожилов… Благосостояние и нравственность сибирского крестьянина поколебали поселенцы, высылаемые из России, питейный откуп и золотопромышленность».
Построенный «Одигитриевский собор, находясь на Соборной площади, в месте пересечения двух улиц, явился своего рода связующим звеном при переходе из древней части города в новую. Первая главная улица в это время называлась Соборной, а новая стала называться Большой Соборной» (Гурьянов В.К., Гурьянов М.В., с. 30). Позже старая Соборная улица была переименована в Почтамтскую, затем Первомайскую, позже им. Л.Л. Линховоина, а Большую Соборную стали называть просто Большой, с 1913 г. Большой Николаевской, а ныне улица им. В.И. Ленина.
3 мая 1785 г. епископ Иркутский и Нерчинский Михаил (Миткевич) освятил при Верхнеудинском Одигитриевском соборе храм на втором этаже во имя иконы Божией Матери Одигитрия. «Общая объёмно-пространственная композиция собора трёхчастная решалась так называемым «кораблём», с расположением составных частей здания храма, трапезной и колокольни по оси с запада на восток, образуя плотный монолит. Среди составных частей главное место занимает массивный объём четверика с пятигранной апсидой в двух уровнях. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, увенчан высоким оштукатуренным куполом без железной кровли и световым двухъярусным фонариком. «Круглые» фронтоны с четырёхлепестковыми окнами и люкарнами над ними по осям четверика, фигурные кокошники на углах, образуя завершение стен, создают эффект округлённости углов и органично соединяются с куполом, придавая пластичность силуэту. С запада к трапезной примыкает колокольня типа «восьмерик на четверике». Над двумя квадратными в плане ярусами поставлен двухъярусный восьмерик. Каждая грань верхнего яруса колокольни прорезана арочными проемами, придающими объёму выразительность. Колокольня завершена шлемовидным куполом со шпилем, сооружённым здесь вскоре после пожара 1878 г. Интерьеры собора не имели росписи. Их главным художественно-декоративным элементом являлись золочёные резные иконостасы. В верхнем храме иконостас был четырёхъярусным с восемью рядами икон. Интересной особенностью архитектуры Одигитриевского собора является отсутствие кровли на сомкнутом своде (куполе) главного объёма. Эта необычная конструкция уже более двухсот лет стойко, без какого-либо серьёзного ремонта, сопротивляется атмосферным воздействиям. Хотя, по-видимому, первоначально некоторую роль сыграли причины материального порядка, нельзя не увидеть в этом приёме трезвого учёта строителями особенностей климатических условий города (незначительности атмосферных осадков, интенсивности солнечной радиации). В 1829 г. с южной стороны здания у лестницы и колокольни сделали небольшой пристрой в две комнатки для размещения богадельни. Позже здесь размещались ризница и архив. К северной и южной стене колокольни в 1900-х гг. пристроили дополнительные сени перед входом на паперть нижней церкви. Во время пожара Верхнеудинска 10 июня 1878 г. пострадал и собор, так как «окружен был густою постройкою в самом близком от него расстоянии». После этого вокруг здания была образована площадь. Церковь окружала капитальная ограда из каменных столбов с металлическими решётками. Из двух ворот, симметрично располагавшихся относительно оси собора на западной стороне, сохранились южные. Собор по праву можно считать одним из замечательных памятников русского барокко второй половины XVIII в. в Забайкалье» (Минерт Л.К. Архитектура.., с. 37-39). 
После завершения строительства собора, многие именитые люди города не жалели средств на содержание, ремонт и попечение храма. Так, стараниями купца 1-й гильдии Алексея Григорьевича Налетова в 1842 г. для Одигитриевского собора посеребрено 20 лампад, 2 кадила, воскресный серебряный потир с дискосом. В 1847 г. в верхний придел Одигитриевского собора Алексей Налетов с товарищами пожертвовал местный образ Воскресения Господня, писанный в Москве на деревянной доске, в серебряной под запарным золотом ризе, с двумя венцами, украшенными стразами (Деятельность Русской..., с. 76). В 1914 г. Варвара Ивановна и Александр Александрович Второвы пожертвовали Верхнеудинскому собору напрестольное евангелие, стоимостью в 500 рублей и икону Св. Ермогена художественной живописи, в киоте московской работы, за что «…преподано… Его Преосвященством Архипастырское благословение, с выдачею грамоты» («Забайкальские Епархиальные Ведомости», 1914 г., №3, с. 70-71).
Городские власти также не оставляли своего попечения о соборе. В 1885 г. Верхнеудинская управа приняла решение об отливке двух колоколов для Одигитриевского собора на Петровском заводе, а 1 июля 1893 г. на очередном заседании Верхнеудинской городской думы под председательством городского головы А.В. Овсянкина было вынесено постановление поручить городской управе отвести для постройки церковной ограды вокруг Одигитриевского собора просимую причтом и старостой территорию. 12 марта 1902 г. согласно протоколу городской думы в собственность Одигитриевского кафедрального собора городом пожертвована земля для постройки причтовых домов на углу Малой Набережной (им. П.П. Шмидта) и Мордовской (им. Д. Банзарова) площадью 442,5 кв. саженей.
Собор, по богатству иконостаса, церковной утвари и библиотеке (самой старой книгой там был напечатанный в Москве церковный устав 1700 г.), не имел равных себе в Забайкалье. Царские врата, мебель для архиерейской кафедры, жертвенные столы – всё было выполнено искусными мастерами из дуба, кипарисового дерева и берёзы.
В 1818 г. верхнеудинский городничий доносил вышестоящему начальству об «опасной щели через стену и свод» и разрыве железной связи в Одигитриевском соборе после землетрясения (ГАРБ, ф. 11, оп. 3, д. 13, л. 1). То же самое было и 12 января 1862 г. когда пострадал Одигитриевский собор после сильнейшего землетрясения в северной части дельты р. Селенги, когда опустилась в Байкал Цаганская степь. Потому в 1863 г. был проведён капитальный ремонт собора. Тогда самый большой колокол собора весил 105 пудов 7 фунтов (более 1700 кг). 
Основное население города было православное, потому в праздничные дни для начальства было обязательным присутствие на службах в соборе. Начальство часто пренебрегало этим и потому в 1843 г. вышел указ Иркутского губернского правления, где перечисляются поимённо высшие чиновники Верхнеудинска, которые не были «ни во время литургии, ни у молебна в соборной церкви» в честь дней рождения императора и императрицы. Указано, что не было «из присутственных мест же ни одного канцелярского чиновника и служителя». Отсутствовали атаман Забайкальского казачьего полка и «наличные того полка офицеры и рядовые». Чиновникам предлагалось впредь бывать «непременно у литургии и молебна в каждый высокоторжественный день» и делалось предупреждение, «что ежели кто-либо в неисполнении сего замечен будет и о том последует донесение, то уже за сим виновные будут преданы взысканию». 
Вышестоящее церковное начальство неоднократно посещало собор, так в марте 1821 г. и в марте 1829 г. её посетил епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил (Бурдуков); в мае 1860 г. посетил архиепископ Иркутский и Нерчинский Евсевий (Орленский). 
2 марта 1868 г. Одигитриевский собор посетил митрополит Московский и Коломенский святитель Иннокентий (Вениаминов): «… и здесь изволил слушать Всенощное Бдение. 3 марта, в том же Соборе высокий Гость изволил слушать Божественную литургию, которую совершал чредный священник А. Аргентов, при чем поучение к народу говорил священник М. Касаткин. 4 марта Митрополит выехал из Верхнеудинска по тракту в Иркутск. Свящ. А. Арг» («Иркутские Епархиальные Ведомости», 1868 г., № 11, с. 145). 
27-28 мая 1868 г. из Троицкосавска в Верхнеудинск прибыл архиепископ Иркутский и Нерчинский Парфений (Попов) и остановился в доме у верхнеудинского купца 1-й гильдии Петра Дмитриевича Лосева (сейчас на этом месте здание Бинбанка на углу ул. Коммунистической и Кирова). «В этот день изволил посетить Собор здешний, и Всенощное бдение совершил сам, в честь Одигитриевской Богоматери, и раздавал народу благословенный хлеб, преломляя оный. 28 мая Архипастырь, в сослужении Градского Духовенства, при стечении многочисленного народа, совершил Божественную литургию, при чем уважаемый отец Михаил Касаткин произведен в Протоиерея, а священник Анатолий Лавровский награжден набедренником. А. Аргентов» («Иркутские Епархиальные Ведомости», 1868 г., № 23, с. 304) (священник собора Андрей Аргентов (1816-после 1891), ранее 15 лет служил миссионером в Якутии и на Чукотке, автор многих научно-краеведческих публикаций о жителях Крайнего Севера и Сибири, являлся действительным членом Сибирского Отдела Русского Географического общества, впоследствии из Верхнеудинска вернулся на родину в Нижегородскую губернию). В декабре 1872 г. «Верхнеудинский священник о. Аргентов сообщает в письме кафед. Протоиерею о. Прокопию Громову, что в зале Верхнеудинского Гостиного двора есть икона сияет умом, и есть в этом лике что-то говорящее сердцу. На нижней окраине бруса славяно-церковные буквы: НОГБ и НИХ (т.е. Нерукотворенный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа). На задней стороне деки надпись: «Твоим благословением до сохранятся совершенные труды в полезном заведении, занятом торговлею с 1826 г. Января 1. ч. М.К.» (т.е. Митрофан Курбатов). Предание гласит, что икона писана Святым Иннокентием в Селенгинске» («Иркутские Епархиальные Ведомости», 1872 г., №50, с. 659).
Из сохранившихся клировых ведомостей известно, что при соборе служили следующие священники – Иоанн Никифоров, его сын Иван Никифоров, Иван Суворов, иеромонах Иоанн, Максим Федоров, Иоанн Загоскин, Иоанн Федоров, Стефан Трапезников, Лаврентий Мордовской, Александр Мордовской, Тимофей Ерчинин, Иоанн Паргачевский, Афанасий Кузнецов, Иоанн Евстюгин, Иоанн Ерженин, Харалампий Попов, Михаил Касаткин, Анатолий Лавровский, Андрей Аргентов, Амфилохий Кузнецов, Иоаков Сахаров, Петр Малышев, Стефан Попов, Сергей Данилов, Платон Барышевцев, Федор Виноградов, Сергий Старков (впоследствии епископ Софроний), Иоанн Корелин, Степан Скоропостижный, Иоанн Орлов, Иннокентий Тяжелов, Сергий Тяжелов, Гавриил Асташевский (внук протоиерея Михаила Касаткина), Афанасий Стуков, Николай Титов…
При соборе служили и священнослужители-буряты. Так, в 1863 г. благочинным священником Верхнеудинского Одигитриевского кафедрального собора назначен о. Иоанн Платонович Никольский (в 1856-1860 гг. священник 3-й бурятской конной бригады Забайкальского казачьего войска в Новоселенгинске, миссионер, законоучитель в бригадной русско-монгольской школе; в марте 1864 г. ездил с миссионерскими целями в Монголию, где был первым священником, который провел литургию при Ургинской Троицкой церкви; с 1866 г. протоиерей при Кяхтинском Воскресенском соборе; с 1877 г. благочинный IY отдела Забайкальской Духовной миссии. Скончался в Кяхте в 1893 г.), а в начале ХХ в. служил при соборе диаконом Павел Нифонтов.
Духовенство собора занималось и просвещением детей. 15 апреля 1895 г. при приписанном к Верхнеудинскому кафедральному собору селе Поселье открыта церковно-приходская школа («Забайкальские Епархиальные Ведомости», 1907 г., №№18-19, с. 401). В ней в 1910 г. учительницей была Нина Феодоровна Марскевич («Памятная книжка Забайкальской области», 1911 г., с. 94). А 1 ноября 1903 г. при соборе открыта женская двухклассная церковно-приходская школа. Здание школы было построено в 1904 г. на отведенном городом участке земли по Думской (Советская) и Закалтусной (Профсоюзная) улицам площадью в 680 кв. саженей. В 1910 г. в школе работали – старшей учительницей Александра Николаевна Лахина (дочь диакона), младшей учительницей Людмила Феодоровна Марскевич («Памятная книжка Забайкальской области», 1911 г., с. 94).
15 июля 1888 г. в Верхнеудинске праздновали 900-летие святого крещения Руси при великом князе Святом Владимире. В этот день, еще именуемый днём просвещения Руси, в Одигитриевском кафедральном соборе была отслужена литургия, после которой устроен Крестный ход на р. Селенгу, где для молебствия был устроен помост.
6 мая 1891 г. в городе прошел молебен и освящение местным духовенством во главе с соборным протоиереем Стефаном Поповым места закладки Триумфальной арки для встречи городом «Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича».
А 20 июня 1891 г. сразу после прибытия в город «Наследник Цесаревич прибыл к арке. Встреченный пением и восторженными криками Его Императорское Высочество прошел среди учеников; путь Его усыпали цветами. Городской голова приветствовал Дорогого Гостя и поднес хлеб-соль на серебряном блюде. Далее путь лежал к соборной церкви….», где высокий гость помолился. 
14 мая 1896 г. в городе начались трёхдневные торжественные мероприятия по случаю коронации в Москве императора Николая II. О начале празднования жителей города в 9 часов утра оповестила из пушек первая забайкальская казачья батарея «с площади, находящейся на берегу р. Уды против Соборной церкви». Колокольный звон раздавался во всех городских храмах. В Одигитриевском соборе и Спасской церкви были отслужены обедни, по окончании которых прошел Крестный ход с хоругвями и иконами. На Соборной площади на специально устроенном помосте было отслужено торжественное благодарственное молебствие. После окончания состоялся военный парад, в котором принимали участие казаки-станичники. На Базарной площади городским обществом было устроено угощение, где нижним чинам было выдано «по пол-чарки водки и пирогу, а народу по кружке пива и пирогу», а также угощали кедровыми орехами….В общественном саду (впоследствии названным Александровским) играл духовой оркестр, на берегу р. Уды против Одигитриевского собора был устроен фейерверк.
7 сентября 1914 г. из Троицко-Селенгинского мужского монастыря в город прибыла икона святителя Николая Мир Ликийского, чудотворца. Духовенство всех церквей города встречало эту икону с Крестным ходом у плашкоутной переправы через реку Селенгу, а население - у Триумфальной арки (ГАРБ, ф. 211, оп. 1, д. 141, лл. 59, 59об.).

Анатолий Жалсараев, краевед

 https://www.facebook.com/azhalsaraev/posts/524504641045522

ИНФОРМАЦИЯ

Мы в соцсетях



МРО "Евангельская Христианская Церковь г. Улан-Удэ"

Продвигайте также свою страницу

Телеканал ТБН-Россия






Анализ интернет сайта

Контактная информация

670013, г.Улан-Удэ, Респ. Бурятия.
ул.Ключевская, 4Д


тел. +7 (3012) 41-65-04, 41-65-06

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна.
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы    Христианская газета'Колокол'                    Портал Credo. Непредвзято о религии